Как оценить стоимость компании

1. Что такое оценка бизнеса и когда она может понадобиться?

Любой бизнес – будь то предприятие по производству пластиковых стаканчиков или автомобилестроительный комплекс – стремится к развитию и расширению сферы влияния. Однако правильно оценить свои перспективы невозможно без всестороннего анализа текущего положения дел.

Именно оценка бизнеса даёт владельцам и руководителям действующих коммерческих предприятий реальную картину относительно активов компании и её потенциала.

В каких случаях бизнесу требуется оценка:

  • продажа всего предприятия или его долей в виде акций;
  • аренда действующего бизнеса;
  • разработка новых инвестиционных направлений с целью расширения и развития компании;
  • переоценка фондов;
  • реорганизация фирмы – слияние, вычленение отдельных объектов в независимые структуры;
  • ликвидация компании в результате банкротства или прекращения деятельности;
  • выпуск или продажа акций;
  • оптимизация производственной и хозяйственной деятельности;
  • изменение формата компании;
  • смена руководства;
  • передача активов в качестве залога;
  • передача долей предприятия в уставной фонд крупного холдинга;
  • страхование компании.

Как видите, ситуаций, при которых бизнес нуждается в профессиональной оценке, множество. Но главная цель такой процедуры всегда одна – грамотный анализ финансовой эффективности предприятия как средства получения прибыли.

Инициируя мероприятия по оценке бизнеса, заинтересованные лица желают знать, какие доходы приносит либо будет приносить в будущем конкретная коммерческая структура. Иногда задача оценки ещё более определенная – ответить на вопросы: развивать или продавать компанию, ликвидировать её или попытаться реорганизовать, привлекать ли новых инвесторов?

У владельцев малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей может возникнуть вопрос – можно ли оценить предприятие самостоятельно? Увы, ответ отрицательный. Бизнес – категория сложная и многогранная. Вы можете получить примерную оценку, но вряд ли она будет объективной.

И ещё один важный нюанс – самостоятельно полученные данные не имеют официального статуса. Они не могут рассматриваться в качестве полноценных аргументов и не будут приняты, например, в суде или в качестве оценки для нотариуса.

Как оценить бизнес и увеличить его стоимость

Как пример рассмотрим  случай средней региональной компании. Размер годовой выручки компании составляет в пределах $50-300 миллионов, при росте 20-30% в год. К Акционеры в ближайшие года планируют продажу частично либо всего бизнеса стратегическому инвестору либо выход на IPO. Конкуренты предприятия уже действуют на бирже – торгуются акции в диапазоне EBITDA х 9.

Как оценить стоимость бизнеса? Логично будет сказать EBITDA х 9. Такая стоимость ожидается и акционерами компании. Но в периодически получаемых предложениях цифры оказываются значительно ниже – EBITDA х 5. В чем же причина подобной ситуации? Зависит предполагаемая оценка стоимости компании от некоторых факторов.

Тип инвестора – первый фактор. В частности, инвестиционный фонд рассчитывает на заработок, поэтому никогда не предлагает рыночную стоимость бизнеса. Конкурент может предложить и большую стоимость, поскольку нуждается в предприятии для роста бизнеса.

Количество претендентов – второй важный фактор. При одновременных переговорах с несколькими потенциальными покупателями стоимость бизнеса будет возрастать подобно принципу аукциона.

Прозрачность компании – третий фактор. Прозрачность заключается в качестве корпоративного управления и стратегии. При непрозрачности и непонятности компании для потенциальных инвесторов, достигать дисконт может половину от цены компании-конкурента. В частности, при EBITDA, к примеру, в $20 млн., предлагаться за покупку компании может не EBITDA х 9, а EBITDA х 4, из-за чего разница будет достигать $100 млн.

Могут ли акционеры и менеджеры влиять на прозрачность бизнеса? Да, они могут влиять на прозрачность предприятия непосредственным образом. Прозрачность предполагает определенные составляющие. 

  1. Простота юридической структуры, работа с современными органами управления.Аудированная отчетность, ведущаяся по МСФО.
  2. Понятное и доступное изложение стратегии развития, финансовая модель компании в соответствии с ней.
  3. Профессиональный штат менеджеров, с основой их системы мотивации на KPI.
  4. Понятная и актуальная система управления предприятием.
  5. Наличие надежной и эффективной системы управления, позволяющих предотвратить искажения отчетности, злоупотребления своих акционеров либо менеджеров.

Все данные параметры можно подтянуть, но для этого требуется время – обычно не меньше одного года. Для улучшения данных направлений можно задействовать внутренние силы либо привлекать сторонних консультантов. Для некрупных предприятий вся подготовительная работа обойдется в $1-2 млн. Однако подобные расходы становятся достойной инвестицией в будущее, поскольку позволяют добиться роста капитализации на $20-30 млн.

Итак, мы уже выяснили, что оценить бизнес грамотно могут только профессионалы. Теперь рассмотрим конкретные шаги, которые необходимо предпринять владельцам предприятий.

Выбор оценщика – ответственный и важный этап процедуры. От него полностью зависит конечный результат.

Профессионалов отличают следующие признаки:

  • солидный опыт работы на рынке;
  • использование актуальных технологий и методик, современного ПО;
  • наличие функционального и удобного интернет-ресурса;
  • список известных партнёров, уже воспользовавшихся услугами фирмы.

Сами специалисты, которые будут проводить оценку, должны иметь разрешительные документы и страховку своей профессиональной ответственности.

В оценочной фирме вам, безусловно, подробно объяснят, какие документы требуется предоставить, но если вы соберёте пакет заранее, это сэкономит время и сразу настроит оценщика на деловую волну.

Клиентам понадобятся:

  • правоустанавливающие документы компании;
  • устав предприятия;
  • свидетельство о регистрации;
  • список объектов недвижимости, имущества, ценных бумаг;
  • бухгалтерские и налоговые отчеты;
  • перечень дочерних фирм, если таковые имеются;
  • справки о задолженности по кредитам (если есть долги).

Пакет дополняется в зависимости от целей и особенностей процедуры.

Обычно заказчик знает, с какой целью он проводит оценку, но не всегда в курсе, какую методику лучше применить. В ходе предварительной беседы эксперт и клиент совместными усилиями разрабатывают план мероприятий, определяют способы оценки и согласовывают сроки её проведения.

Для начала оценщикам нужно проанализировать ситуацию на отраслевом сегменте рынка, выяснить актуальные цены, тренды и перспективы развития исследуемого направления.

Анализ рисков – необходимый этап оценки бизнеса. Сведения, полученные в ходе такого анализа, обязательно используются при составлении отчета.

2. Какие цели преследуются оценкой бизнеса – 5 главных целей

Итак, рассмотрим основные задачи, которые решаются в ходе процедуры оценки бизнеса.

Эффективное и грамотное управление предприятием – непременное условие успеха. Финансовый статус компании характеризуется показателями стабильности, доходности и устойчивости.

Такая оценка нужна в основном для внутреннего использования. В ходе процедуры выявляются избыточные активы, замедляющие производство, и недооцененные отрасли, способные принести прибыль в будущем. Понятно, что от первых надо избавляться, вторые – развивать.

Что нужно знать бизнесмену при продаже компании либо выходе на IPO

Нет времени, желания или возможности искать оценщика самостоятельно? Не беда – воспользуйтесь нашим экспертным обзором. В тройку лучших российских оценщиков вошли самые надёжные, компетентные и проверенные компании. Читайте, сравнивайте, выбирайте.

1) КСК Групп

Неважно, с какой целью вы проводите оценку – купля-продажа, кредитование под залог, совершенствование управления, реорганизация – специалисты «КСП групп» проведут процедуру профессионально, оперативно и по всем правилам.

Компания работает на рынке более 20 лет, имеет около 1000 постоянных клиентов, отлично ориентируется в реалиях российского бизнеса, бесплатно консультирует заказчиков. Среди постоянных партнёров фирмы известные компании, предприятия малого и среднего бизнеса.

Организация имеет членство в Саморегулируемой организации РОО (Российское общество оценщиков) и страховку ответственности на 5 млн. руб.

2) Юрдис

Год основания фирмы – 2002. Компания гарантирует оперативную работу (срок оценки бизнеса – 5 дней) и предлагает адекватные цены (40 000 за процедуру стандартной оценки). В своих методах организация придерживается принципов «Этичного бизнеса» — прозрачность, честность, открытость, соблюдение условий договора, ответственность.

В штате «Юрдиса» — 20 профессиональных оценщиков, членов крупнейших российских СРО. Каждый из специалистов имеет страховку ответственности на сумму 10 млн. руб., дипломы и аттестаты, подтверждающие высокую квалификацию. Среди известных клиентов компании – Газпромбанк, Сбербанк, Связьбанк, Центр Организации Военной Ипотеки.

3) Атлант Оценка

Как оценить стоимость компании

Компания ведёт дела на оценочном рынке с 2001 года. Работает с материальными и нематериальными активами, разрабатывает и прогнозирует идеальные схемы увеличения дохода, сотрудничает с предприятиями во всех регионах РФ.

В списке достоинств – эталонная точность оценок, грамотное юридическое оформление отчетов, четкое понимание целей и задач заказчиков. Фирма имеет аккредитацию в коммерческих и государственных банках РФ, пользуется в работе расширенной методологической базой, применяет собственные технологические и научные разработки.

О принципах и методах работы оценщиков читайте в обзорном материале «Оценочная компания».

Первое – подготовка должна начинаться уже сейчас. Назначьте в своем коллективе менеджера, координирующего работы по всем направлениям, после этого в дальнейшем курировать подготовку к IPO – включая взаимодействие с аудиторами, юристами, инвестиционными банкирами.

Второе – не нужно воспринимать повышение прозрачности бизнеса как упражнение в создании бумаг. Инвесторы не будут платить просто за какие-то документы. Благодаря повышению прозрачности удается создать более современный бизнес с ростом качества решений, увеличивая мультипликатор и финансовый результат.

Оценка бизнеса

Третье – пытайтесь усиливать переговорную позицию. Лучше привлекать к переговорам по возможности больше потенциальных инвесторов ради эффекта аукциона – для конкуренции между ними.

В заключение рассмотрим интересные цифры, которые показывают сколько потенциальные инвесторы готовы переплачивать за приобретение бизнеса с хорошим управлением. По данным опроса инвесторов компанией McKinsey Прибыльные идеи: семь простых шагов к миллионамразмер премии, которую инвестор будет переплачивать за высокий уровень корпоративного управления, составляет для Латинской Америки и Азии 22%, Африки и Восточной Европы 30%.

Такой опрос проводился и в России. Разница в цене компаний с лучшим и худшим корпоративным управлением достигала 700 раз. В тот период рынок капитала в стране был на начальном этапе, но такая разница становится отражением высокого потенциала повышения цены компании за счет лучшего качества управления.

Копирование материала без согласования допустимо при наличии dofollow-ссылки на эту страницу

3. Какие существуют способы оценки бизнеса – 4 основных способа

Оценка бизнеса – не просто бухгалтерия и подсчет количества коробок с товаром на складах. Это глубокая аналитическая работа, которая выполняется с применением научных методик.

Изучим 4 наиболее востребованных способов оценки.

Затратный способ предполагает оценку стоимости компании с точки зрения понесенных расходов. Это самый простой, но довольно объективный и показательный способ определения цены бизнеса. По сути, он показывает разницу между суммой активов и пассивов компании.

Как оценить стоимость компании

К активам относятся оборотные и внеоборотные средства, к пассивам – обязательства по кредитам, краткосрочные расходы компании. Метод обычно используется для недавно созданных предприятий.

Такой метод приемлем для крупных производств и владельцев дорогостоящей коммерческой недвижимости. В рамках процедуры проводится также капитализация предприятия – то есть оценивается полная стоимость акций компании.

Читайте близкую по тематике статью – «Оценка активов».

Здесь используются данные о покупке или продаже близких по профилю и объёму производства предприятий. Метод логичный и понятный, но нужно учитывать специфику оцениваемой компании и конкретные экономические реалии.

Главное преимущество такого метода в том, что оценщик ориентируется на фактические данные, а не на абстракции, и учитывает объективную ситуацию на рынке продаж.

Есть и минусы – сравнительный подход не всегда затрагивает перспективы развития бизнеса и использует усреднённые показатели отраслевых аналогов.

расчет стоимости услуги оценки бизнеса

Оценка проводится с учётом долгосрочных перспектив компании. Специалистам нужно выяснить, какую прибыль конкретный бизнес принесёт в будущем, рентабельны ли инвестиции в предприятие, когда вложения окупятся, в каких направлениях будут двигаться денежные средства.

Полезная ссылка по смежной теме – «Независимая экспертиза».

Ссылка на основную публикацию