Как избежать двойного налогообложения

Что включается в это понятие?

Система налогообложения допускает факт двойного сбора. Данное определение подразумевает под собой взыскание налогов с лица одновременно двумя государствами. Как уже было сказано выше, существуют два направления, по которому осуществляется работа фискальных органов:

  1. Принцип резидентности. В этом случае система налогообложения направлена на максимальный сбор средств. То есть государству все равно, где осуществлялась какая-либо операция, отчисления все равно по закону должны поступать в бюджет.
  2. Принцип территориальности. Те государства, которые придерживаются данного варианта, относятся более лояльно к системе налогов и сборов. Согласно нормативно-правовым актам, они не могут претендовать на экономические операции, прошедшие вне страны.

Кто является налоговым нерезидентом?

Налоговый кодекс РФ (п. 2 ст. 207 НК РФ) признает налоговым резидентом России любое физическое лицо, которое фактически пребывает на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение года, то есть более 6 из 12 следующих подряд месяцев.

Если с указанным государством, налоговым резидентом которого является физлицо, получающее доход на территории РФ, заключен соответствующий международный договор, для предупреждения ситуации с двойным налогообложением этом человеку необходимо представить своему налоговому агенту (работодателю, либо непосредственно в налоговую по месту регистрации) подтверждение имеющегося у него статуса налогового резидента данной страны.

Как классифицируется это явление в зависимости от принципа осуществления?

Двойное налогообложение в России имеет свое деление. Оно не является однородным и осуществляется согласно нескольким классификационным признакам.

В зависимости от принципа осуществления данного процесса он может быть следующих видов:

  1. Международный двойной экономического типа. Его суть заключается в том, что сборы взимаются одновременно с нескольких субъектов, но тех, которые причастны к одной и той же экономической операции. То есть доход у этих лиц общий.
  2. Международный двойной юридического типа. В данном случае одному субъекту принадлежит какая-либо операция. Доход, полученный в её результате, облагается налогом фискальными службами сразу нескольких государств.

Это разделение объясняет и то, как избежать двойного налогообложения. Относительно первого типа — применяется зачет в инициативном порядке, который осуществляется своим резидентом сборов, уплаченных за границей. В отношении международного двойного юридического типа рекомендовано формирование свода специальных правил.

Как избежать двойного налогообложения

Это позволяет разделить юрисдикцию двух стран в отношении осуществленной операции. То есть для этого нужно наладить деловую связь между государством, в котором компания является резидентом, и державой, которая является источником дохода. Эти вышеперечисленные методы устранения двойного налогообложения являются достаточно эффективными. Правительства многих стран для устранения этой проблемы заключают специализированные соглашения.

Существует еще один классификационный признак. В зависимости от уровня, на котором осуществляется данная процедура, она может быть следующих видов:

  1. Внутренний. Двойное налогообложение в России и ряде других стран подразумевает взыскание финансов в зависимости от важности и уровня административно-территориальной единицы. Но при этом данный процесс осуществляется на каждом из них. Оно имеет и свое деление также в зависимости от канала. Он может быть вертикальным и горизонтальным. Первый включает в себя два типа налогов. Один необходимо заплатить в бюджет местной фискальной службы, а второй – в государственный. Особенностью второго является то, что система доходов и сборов определяется в каждой административно-территориальной единице самостоятельно. То есть где-то взыскания касаются всех видов доходов, местами – полученных лишь в его пределах, а иногда учитываются операции, произведенные на территории всего государства.
  2. Внешний. Двойное налогообложение в России может иметь и международный характер. То есть в этой ситуации происходит столкновение национальных интересов одновременно двух стран. Взыскания определяются законодательством каждой. Своды нормативно-правовых актов выделяют объект, который облагается налогом, и субъект, который должен сделать взнос. Это лицо должно быть обязанным перед другой страной также.

Как подтвердить статус резидента другого государства в ФНС?

Налоговый агент должен каждый раз при выплате дохода физическому лицу удерживать с него налог на доходы. Если физическое лицо подтверждает свой статус налогового резидента другого государства, налоговый агент не будет удерживать НДФЛ или будет удерживать его только в размере, определенном соответствующими положениями международного договора.

Для подтверждения статуса налогового резидента иного государства лицо должно представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина иностранного государства. В некоторых случаях этого документа будет недостаточно для подтверждения налогового статуса. Тогда потребуется официальное подтверждение, которое можно получить у уполномоченного компетентного органа иностранного государства (п. 6 ст. 232 НК РФ).

Ситуация может сложиться так, что подтверждение статуса налогового резидента поступит в распоряжение налоговому агенту уже после того, как он выплатит физическому лицу его доход и, соответственно, удержит сумму налога. В таком случае в соответствии с п. 7 ст. 232 НК РФ налоговый агент должен произвести физическому лицу возврат излишне удержанного НДФЛ в соответствии с правилами, установленными в п. 1 ст. 231 НК РФ.

Если физическое лицо – налоговый резидент иного государства не имеет налогового агента, оно может представить документ, подтверждающий его налоговый статус, и его нотариально заверенный перевод на русский язык в налоговый орган по месту своего жительства или пребывания в РФ. Если лицо не имеет места жительства (регистрации по месту жительства / пребывания) в РФ, оно может представить документы в налоговый орган по месту учета налогового агента.

Кроме подтверждения, понадобится подать налоговую декларацию, заявление о возврате налога, а также документы, подтверждающие факт удержания налога и основания для его возврата, то есть документы, подтверждающие статус налогового резидента иного государства, с которым у РФ заключен соответствующий международный договор.

Как избежать двойного налогообложения

В соответствии с пунктом 2 статьи 287 НК РФ российская организация (налоговый агент), выплачивающая доход иностранной организации, удерживают сумму налога из доходов этой иностранной организации, при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов, если иное не предусмотрено НК РФ.

Налоговый агент обязан перечислить соответствующую сумму налога не позднее дня, следующего за днем выплаты (перечисления) денежных средств иностранной организации или иного получения доходов иностранной организацией.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 НК РФ налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов статьей 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, устанавливаемой ФНС России.

Форма такого расчета утверждена Приказом МНС России от 14.04.2004 № САЭ-3-23/286@ “Об утверждении формы Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов” (в ред. Приказа ФНС России от 18.12.2013 № ММВ-7-3/628@). Инструкция по заполнению налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов утверждена Приказом МНС России от 03.06.2002 г. № БГ-3-23/275 (в ред. Приказа ФНС России от 18.12.2013 № ММВ-7-3/628@).

Налоговые агенты представляют налоговые расчеты не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые расчеты по итогам налогового периода представляются налоговыми агентами не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 и 4 ст. 289 НК РФ).

При налоговой проверке (в том числе выездной) налоговый агент, применивший пониженную ставку налога, по запросу налогового органа обязан предъявить подтверждение о местонахождение иностранной организации — получателя дохода.

Как избежать двойного налогообложения

Следует помнить, что неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, образует состав налогового правонарушения и влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению (ст. 123 НК РФ).

Большинство соглашений об избежании двойного налогообложения в статьях, устанавливающих льготы или освобождения для определенных категорий доходов, содержат формулировку: “лицо, имеющее фактическое право” на тот или иной доход (в частности, дивиденды, проценты, роялти). То есть, предполагается, что такое лицо является фактическим (конечным) получателем дохода, выплачиваемого ему из-за рубежа.

В этой связи Минфин России (в Письме от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236) сделал разъяснение, ознаменовавшее новый подход к оценке правомерности применения налогоплательщиками льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями.

При применении согалшений об избежании двойного налогообложения в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в РФ необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), “фактическим получателем (бенефициарным собственником)” соответствующего дохода.

Минфин России указал, что непосредственный получатель дохода, хотя и может квалифицироваться как резидент, но не может только по этой причине по умолчанию рассматриваться как бенефициарный собственник полученного дохода в государстве резидентства.

Предоставление в государстве — источнике выплачиваемого иностранному лицу дохода налоговых льгот (пониженных ставок и освобождений) противоречит целям и задачам международных соглашений, если получатель такого дохода, не используя формально такие инструменты, как агентирование или номинальное держание, будет действовать как промежуточное звено в интересах иного лица, фактически получающего выгоду от соответствующего дохода.

Такое промежуточное звено, например кондуитная (то есть промежуточная. транзитная) компания, не может рассматриваться как лицо, имеющее фактическое право на получаемый доход, если несмотря на свой формальный статус собственника дохода в сделке с лицом, являющимся налоговым резидентом государства — источника дохода, подобная компания обладает очень узкими полномочиями в отношении этого дохода, что позволяет рассматривать ее в качестве доверенного лица или управляющего, действующего от имени заинтересованных лиц.

Для признания лица в качестве фактического получателя дохода (бенефициарного собственника) необходимо не только наличие правовых оснований для непосредственного получения дохода, но это лицо также должно быть непосредственным выгодоприобретателем, то есть лицом, которое фактически получает выгоду от полученного дохода и определяет его дальнейшую экономическую судьбу.

По мнению Минфина, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения льготы (пониженные ставки и освобождения) в отношении выплачиваемых доходов от источника в РФ не применяются, если они выплачиваются в рамках сделки или серии сделок, осуществленных таким образом, что иностранное лицо, претендующее на получение льготы в виде пониженной ставки по дивидендам, процентам и роялти, выплачивает прямо или косвенно весь или почти весь доход (в любое время и в любой форме) другому лицу, которое не имело бы льгот (пониженных ставок и освобождений) по соответствующему соглашению, если бы такие доходы выплачивались напрямую такому лицу.

1. При использовании норм соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе, при получении от зарубежных контрагентов подтверждения об их постоянном местонахождении, следует руководствоваться во-первых, непосредственно нормами самого налогового соглашения, во-вторых, нормами НК РФ; а также учитывать судебно-арбитражную практику и разъяснения финансовых органов (при их наличии).

2. Ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника с доходов, выплачиваемых иностранным организациям (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент.

3. Для правомерного применения льгот, предусмотренных международными налоговыми соглашениями, статус получателя доходов и дальнейшая судьба самих доходов имеют юридическое значение: применение льгот будет правомерным, только если резидент иностранного государства, с которым у России имеется налоговое соглашение, является фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода.

Что включает в себя соглашение во избежание данного явления?

Устранение двойного налогообложения является приоритетным направлением фискальных служб различных государств. Это помогает установить контакт между правительствами и уменьшить количество спорных ситуаций. Эта тема на данный момент очень актуальна, так как она стала фактически проблемой мирового характера.

Содержание данного понятия является очень непонятным и нелогичным для множества людей. Конечно, можно понять власть имущих, которые хотят привлечь больше средств в бюджет, при этом хватаясь за любую возможность и используя любые средства. Но человек в этой ситуации страдает, ведь он вынужден отдать часть своего дохода фискальным службам одновременно двух государств, притом в один и тот же период времени.

Как избежать двойного налогообложения

Еще одной сложностью является уравновешивание соответствующей законодательной системы. Она должна четко выделять ту самую базу, которая станет объектом взыскания. Разграничить так называемых резидентов и нерезидентов достаточно непросто, так как это требует классификации самих доходов. Последним нужно вести учет и разграничивать их по признаку территориальности и учета страны.

Соглашение об избежание двойного налогообложения, таким образом, поможет решить проблему в разнице форм данного процесса. Ведь каждое государство определяет объект, который станет источником взыскания совершенно по-разному. Еще в двадцатом веке Лига наций доверила решение данного вопроса группе ученых, которые выработали определенные рекомендации. Они направлены на устранение различного толкования норм и элементов этой процедуры.

Применение соглашения об избежании двойного налогообложения является очень эффективным способом решения данной проблемы. Данный договор представляет собой закрепление определенных правил, согласно которым осуществляют свою работу системы налогов и сборов обеих стран. Этим соглашением прописаны такие пункты, выделяющие тех субъектов, которые обязаны выплатить взносы.

Договор касается как физических лиц, так и организаций. Отдельным правилом закрепляется вопрос об активах, которые дают определенный доход, но территориально не расположены в родном государстве резидента. Соглашение об избежании двойного налогообложения предусматривает также различные виды налогов и сборов и круг лиц, попадающий под выплаты.

Это необходимо для того, чтобы выделить те моменты, для которых соглашение является актуальным. При его заключении прописывается период действия документа, а также порядок его осуществления и прекращения. Соглашения об избежании двойного налогообложения, которые заключила Российская Федерация, позволили решить проблему сборов одновременно с восьмьюдесятью двумя мировыми державами.

Эксперты считают данный путь решения проблемы очень выгодным для резидентов, ведь это позволяет им не переплачивать дважды. Что касается других стран, то относительно произведенных операций складывается совершенно иная ситуация. То есть если в другом государстве фискальная служба взимает налог с нерезидента, то это никоим образом не примется во внимание аналогичной структурой России.

Как избежать двойного налогообложения

Очень важно заключение данного соглашения для тех, кто имеет или собирается приобрести недвижимое имущество за рубежом. Это объясняется тем, что в таком случае российская фискальная служба будет засчитывать налоги на доходы от аренды или продажи имущества.

Закон о двойном налогообложении подразумевает, что если доход получается от недвижимого имущества, расположенного за территорией Российской Федерации, то налог на него, уплаченный в другой стране, вычитается от российского сбора. Для того чтобы рассчитать размер финансов, который нужно уплатить отечественной фискальной службе, необходимо произвести обратное действие – то есть вычесть из зарубежной суммы установленные законодательством тринадцать процентов.

Из этого следует, что разница не может быть отрицательной, то есть заграничный сбор не может быть меньше российского. В конечном итоге выходит так, что человек в любом случае должен сделать выплаты в полном объеме, но часть идет в бюджет одной страны, а часть – в другой. Это в любом случае лучше, чем платить двойной размер ставок.

Российской нормативно-правовой базой также предусматривается, что прибыль, получаемая от недвижимого имущества, расположенного за рубежом, в виде аренды, должна быть официально задекларирована. Для этого существует специальная форма 3-НДФЛ. По-другому она представляет собой так называемый лист «Б». Он фиксирует все доходы, получаемые за пределами Российской Федерации.

К этому документу необходимо приложить и ряд других бумаг, которые подтверждают размер прибыли и то, что на территории другой страны был уплачен налог. Данная справка должна быть переведена и нотариально заверена. Помимо неё, в пакет документов входит и бумага, отражающая тип дохода, его размер за календарный год.

Важно помнить, что, проходя процедуру упрощенного налогообложения, невозможно получить зачет другой страны. Выплаты в этом случае осуществляются по двойному тарифу.

Ст. 232 НК РФ предусматривает и учитывает налоги, которые были оплачены при продаже недвижимого имущества за пределами страны. Утвержденное в 2012 году письмо зафиксировало такой факт, что процедура продажи дома в России и за границей ничем не отличается. Правила одинаково касаются как того, так и другого случая.

Управление финансами

По новым правилам человек, получивший вознаграждение за продажу квартиры, не обязан выплачивать сборы в двух случаях. Это установка касается объектов, которые поступили во владение покупателя до первого января 2016 года. В собственности предыдущего хозяина она должна находиться не менее трех лет.

Во втором случае не нужно делать взносы для российской фискальной службы, если квартира была приобретена после первого января 2016 года. Но при этом существует ряд определенных условий. Во-первых, она должна была находиться в собственности продавца не менее пяти лет. Исключение составляет недвижимое имущество, которое перешло по наследству согласно договору дарения от родственника или в ходе соглашения по пожизненному содержанию несамостоятельного члена семьи. В данной ситуации минимальный период составляет три года.

Важно помнить и тот факт, что такое освобождение от уплаты сборов целесообразно и законно лишь в том случае, если недвижимость не использовалась в предпринимательских целях.

Для того чтобы осуществить данную процедуру, необходимо пройти ряд следующих стадий:

  1. Убедиться в своем соответствии вышеперечисленным условиям.
  2. Оформить и подать налоговую декларацию. Это нужно сделать в установленный срок. Это тридцатое апреля следующего после получения прибыли года.
  3. Внести сумму сбора в фискальную службу до пятнадцатого июля текущего года.

Общим моментом с налогообложением дохода от аренды является то, что факт двойного тарифа возможен. Он осуществляется по ставке, равной тринадцати процентам.

Кто является налоговым нерезидентом?

Все, что связано с системой налогов, регулируется положениями Налогового кодекса Российской Федерации. Именно к этому документу следует обращаться в первую очередь, чтобы разобраться в тонкостях процесса. И одним из основополагающих положений является утверждение, что каждый самостоятельный отдельный объект налогообложения должен платить только один налог каждого конкретного вида, определенного в законе.

Таким образом, теоретически не должно быть взимания двух аналогичных налогов с одного и того же объекта. Однако на практике иногда встречается обратная ситуация, которая и попадает под определение двойного налогообложения (или Double Taxation).

Суть этого явления в том, что за единый отрезок времени (налоговый период) дважды облагаются налогом одни и те же активы, доходы, имущество, принадлежащие одному и тому же налогоплательщику.

Двойное налогообложение может быть внешним и внутренним.

Первый вариант наиболее распространенный и вызывающий наибольшие нарекания. Это происходит в том случае, если проведенная операция (которая и привела к получению дохода или созданию актива) попадает под две налоговые юрисдикции. Автоматически она в обеих подлежит налогообложению.

Внутреннее двойное налогообложение связано с действием законов на разных административно-территориальных уровнях и присуще далеко не всем странам. Скажем, в Швеции подоходный налог гражданин уплачивает дважды – на государственном и местном уровнях.

Еще одним примером такого внутреннего вида Double Taxation вполне может служить налогообложение доходов корпораций. Вначале налогом облагаются доходы корпорации (юрлица), а затем – акционеров (физлица), которые получают дивиденды. А ведь, по сути, это один и тот же доход.

Двойное налогообложение специалистами рассматривается, как правило, в двух плоскостях – юридической и экономической.

Первое – это существование некоторых юридических норм, которые и позволяют один и тот же объект дважды облагать одним и тем же налогом. Второе – это экономические последствия применения таких норм, когда налогоплательщик в результате получает прямой финансовый ущерб из-за уплаты двойного налога.

двойное налогообложение в россии

Поскольку экономический ущерб прямо вытекает из действия юридических норм, то и противодействие двойному налогообложению, как правило, идет именно в юридической плоскости. Иногда в национальное законодательство удается включить специальные нормы, которые определяют правила вычета при неоднократном обложении одним и тем же налогом одного и того же объекта.

Однако наилучший вариант – это изменение или введение новых правовых норм так, чтобы двойное налогообложение было вообще исключено. Одной из самых эффективных мер борьбы становятся международные соглашения в этой сфере. Первый такой документ был подписан еще в 1843 году между Францией и Бельгией. А сейчас действуют уже примерно четыре сотни соглашений.

Главное условия при подготовке таких соглашений – ни одна из сторон не должна оказаться в худшем положении по сравнению с другой и потерять какие-то доходы. А потому подобные соглашения обязательно определяют юрисдикцию каждого участника.

Улучшить положение налогоплательщика такие соглашения могут разными способами. Устранить двойное налогообложение, например, можно с помощью вычета. В этом случае конечный налог суммарно не должен превышать размер минимального налога обеих стран-участниц.

Другой вариант – определение для каждой страны, с какого именно вида доходов она будет собирать налоги. Иными словами, часть доходов будет облагаться налогами в одной стране, а другая часть – в ее партнере по соглашению.

Предпринимательская деятельность, согласно любому соглашению, осуществляется по единому требованию. Оно гласит, что сборы нужно выплачивать только в страну, которая является источником дохода, только при следующих условиях:

  • лицо, получившее прибыль, не является резидентом в другом государстве;
  • прибыль получена через постоянное представительство.

Налогообложению подлежит лишь та часть дохода, которая получается именно при помощи последнего пункта. Можно говорить о постоянном представительстве только при существовании ряда определенных факторов. Во-первых, предпринимательская деятельность должна иметь определенную локацию. То есть это может быть какое-то помещение или площадка.

Вторым условием является то, что коммерческая деятельность проходит — частично или в полном объеме — как раз через эту локацию. Не считается постоянным место деятельности представительства, если оно осуществляется через агента, имеющего зависимый статус.

Если работы имеют вспомогательный или подготовительный характер, то это также не может быть отнесено к постоянному представительству. Считается, что если сооружения используются исключительно в целях хранения, демонстрации, закупки или поставки товаров, то это не дает право на оплату налога лишь одной стране.

Ссылка на основную публикацию