Как оценить степень конкуренции

Конкуренция, анализ, стратегия и практика

Фактически, конкуренция, анализ, стратегия и практика исследования
рынка сопровождают маркетинговую деятельность каждой фирмы. Составляя
маркетинговую программу, специалисты определяют, действуют ли исследуемые отрасли
в условиях совершенной или несовершенной конкуренции, присутствуют ли в них
признаки абсолютной монополии. Чаще всего конкуренция в отрасли является
несовершенной в одном из типов:

  • чистая монополия;
  • монополистическая конкуренция;
  • олигополия.

Конкуренция в бизнесе – значение и последствия

В целом эффективная конкуренция в современном бизнесе подразумевает
динамичную реализацию именно того товара, который необходим покупателям в
данный момент времени, и за который они готовы платить. Активная конкуренция в
бизнесе и ее последствия являются довольно позитивными для потребителей – ассортимент
и качество услуг и товаров растет, а цены падают.

Для самих же фирм интенсивная
конкуренция в малом бизнесе является стимулом для выхода на новые рынки и
внедрения инноваций. Таким образом, производственные отрасли в условиях
монополии, несовершенной или совершенной конкуренции вынуждены осуществлять
мониторинг конкурентной среды, как самой яркой отличительной черты бизнеса.

Составление каждого бизнес плана подразумевает обязательное
наличие раздела о конкурентах. Анализируется конкуренция в бизнес плане

  • с помощью группировки конкурентов по
    используемым ими конкурентным позициям (для лучшего понимания их мотивации);
  • через представление рынка в виде рейтинга фирм,
    начиная с использующих самые агрессивные методы борьбы «за деньги покупателя».

В процессе анализа в каждом бизнес плане конкуренция рассматривается
с точки зрения уникальности, сильных и слабых сторон товара/услуги. Также
учитывается, что конкуренция в крупном и малом бизнесе ведется совершенно
различными методами.

Уровни
конкуренции и их оценка

Маркетинговый анализ конкуренции на примере любой из фирм
начинается с составления списка конкурентов. Аналитикам важно выделить главные
и второстепенные компании, их преимущества и недостатки. Также анализ
конкуренции следует выполнять на примере занятой конкурентами рыночной ниши,
исследуя методы реализации конкурентной продукции, ее основных потребителей и
заказчиков. Группировку для анализа данных организаций помогают выполнить уровни
конкуренции, когда в перечень конкурентов включают все фирмы:

  • предлагающие аналогичную продукцию;
  • предлагающие аналогичную продукцию в таком же
    диапазоне цен;
  • решающие своим товаром одну и ту же проблему потребителя;
  • реализующие продукцию аналогичного назначения.

С правовой точки зрения анализ конкуренции на рынке и конкурентоспособности
любого товара выполняется с помощью оценки того, отвечает ли товар ГОСТам, ТУ и
другим нормативам страны, в которую его поставляют. Рекламный анализ
информационной конкуренции на рынке включает оценивание имиджа товара,
«раскрученности» бренда и репутации фирмы. Также анализируют способы
информирования потребителей – текст на упаковке, сведения техпаспорта и др.

Для исследуемого товара определяют уровень качества, его
стоимость и эксплуатационные издержки. Также, выполняя анализ технологической
конкуренции, выясняют суммы производственных затрат, требуемых инвестиций,
технические особенности производства и его организации. Анализируют уровень
конкуренции на рынке в зависимости от уровня предложения-спроса, географических
нюансов рынка, социальной значимости товара, степени надежности доставки и
системы расчетов. Также учитывают примеры уровней конкуренции в развитых
дилерских и сервисных сетях.

Чтобы оценить уровень конкуренции, можно воспользоваться
параметрами из таблицы 1.

Как оценить степень конкуренции

Выполняя качественный анализ уровня конкуренции между
фирмами, как правило, рассматривают идентичность их размеров и используемых
технологий и ресурсов. Кроме того, уровень рыночной конкуренции зависит от
численности фирм, ведущих между собой конкурентную борьбу, и барьеров для ухода
фирм с данного рынка.

Рассматривая примеры уровней конкуренции различных товаров,
маркетологи оценивают наличие у фирмы-производителя возможностей сделать свою
продукцию более привлекательной по сравнению с конкурентами. Ведь конкуренция в
производственной отрасли – это стремление к устойчивому росту и признанию потребителями.

Анализ
конкуренции по Портеру: факторы влияния на входные барьеры

Оценивание отраслевой позиции фирмы в стратегической
перспективе позволяет выполнить модель анализа конкуренции Портера, включающая
в себя пять уровней:

  • оценивание угроз появления новых фирм-участниц;
  • оценивание рыночной власти потребителей;
  • оценивание рыночной власти фирм-поставщиков;
  • анализ уровня внутриотраслевой конкуренции;
  • оценивание опасности появления
    товаров-заменителей.

Действующая 5-факторная модель стратегического анализа
конкуренции Портера обеспечивает долгосрочную прибыльность произведенной
продукции. Благодаря ей, конкуренция фирмы в выбранной отрасли в течение
длительного периода времени ведется с удержанием высокой рентабельности и сохранением
конкурентоспособности.

Начинается анализ конкуренции по Портеру с определения
входных барьеров в отрасль. Доказано, что, экономя на масштабе, то есть
увеличивая объемы производства, фирма минимизирует производственные издержки на
единицу продукции. Это не позволяет новичкам достичь высокой прибыльности при
выходе на рынок.

Рыночный анализ конкуренции в отрасли

Не менее важными факторами, влияющими на уровень конкуренции
в отрасли, является также размер стартового капитала и постоянных затрат,
необходимых для вступления в производство и занятия соответствующей рыночной
ниши. Кроме того, высокий уровень конкуренции распределения в любой отрасли не
позволяет новым игрокам легко и быстро достигать целевой аудитории и делает всю
отрасль непривлекательной.

Выполняя анализ конкуренции в отрасли, важно не забывать,
что рост государственных ограничений, введение дополнительных стандартов качества
и нормативов на товары снижает привлекательность всей отрасли для новых
конкурентов. Также подробный анализ уровня конкуренции в исследуемой отрасли
включает решение ряда дополнительных задач:

  • Готовы ли действующие конкуренты понизить цены,
    чтобы удержать занятую ими рыночную нишу?
  • Имеются ли у конкурентов дополнительные
    резервные источники финансирования и средства производства для активного
    ведения конкурентно борьбы?
  • Насколько выбранная конкурентами стратегия и
    практика соответствуют их анализу конкуренции в отрасли?
  • Существуют ли у конкурентов возможности усилить
    рекламное противостояние или оперативно наладить другие каналы распределения?
  • Насколько вероятно замедление темпов или
    прекращение роста в отрасли?

Отрасль
совершенной конкуренции

В краткосрочной перспективе удобно выполнять анализ отрасли
и конкуренции с точки зрения модели совершенной конкуренции. При этом
предполагается, что множество производителей продают большое количество
стандартных товаров множеству потребителей. Специалисты, исследующие отрасль
совершенной конкуренции, учитывают, что любое принятое фирмой решение об
увеличении/понижении уровня цен никак не отразится на рыночных ценах в целом.

Ссылка на основную публикацию