Что такое себестоимость и какие бывают её виды

Из чего складывается себестоимость

Себестоимость складывается из следующих составляющих:

  1. Материальные затраты. Сюда включается: затраты на материалы и исходное сырье, расходы на комплектующие и т.д.; расходы на электроэнергию, топливо, уголь и т.д.; общепроизводственные затраты.
  2. Расходы на оплату труда – это выдача зарплат сотрудникам компании: основному персоналу (занимается производством продукции); вспомогательному персоналу (обслуживает технику, оборудование); интеллектуальному персоналу (аналитики, маркетологи); служащим компании (бухгалтеры, кадровики, руководство и менеджеры и т.д.); младшему обслуживающему персоналу.
  3. Отчисления на проведение социальных мероприятий.
  4. Расходы на амортизацию основных средств.
  5. Прочие расходы – расходы на рекламу, маркетинг продукции, накладные расходы, которые связаны с производством продукции и ее реализацией и т.д.
Пример статей расходов при производстве продукции

В свою очередь есть и деление по статьям калькуляции:

  1. Материалы – это сырье и полуфабрикаты, узлы и агрегаты, комплектующие и т.д.
  2. Энергия и топливо, расходуемые при создании продукции.
  3. Амортизация ОПФ (основные производственные фонды) – это станки и машины, техника, оборудование и т.д.
  4. Основная зарплата (оклад) основного персонала компании.
  5. Дополнительная зарплата для основного персонала – сюда включаются различные надбавки и доплаты к основной зарплате согласно Трудовому Кодексу и т.д. Дополнительная зарплата выражается как определенный процент от основной.
  6. Социальные отчисления – это различные фонды: социальный, пенсионный, страховой, фонд безработицы, фонд платы при несчастных случаях и т.д. Эти отчисления также считаются как процент от основной зарплаты.
  7. ОПР (общие производственные расходы) – затраты на сбыт продукции, внутрипроизводственные затраты, оплаты труда служащих и прочее (к примеру, по статье «ремонт» это расходы за закупку штукатурки, линолеума, клея и т.д.). Также является процентом от пункта D.
  8. Командировочные – это расходы на приобретение билетов, на оплату пребывания в гостинице, выдача суточных.
  9. Оплата работы контрагентов (сторонних компаний и организаций)
  10. Административные расходы – это содержание управленческого аппарата, своего рода «расходы на бюрократию».

Расчет себестоимости продукции может несколько отличаться в зависимости от сферы деятельности, могут, например, появляться дополнительные статьи расходов.

Виды себестоимости продукции

Каждый из видов себестоимости продукции включает предыдущий, т.е. мы идем от меньшего к большему.

Калькуляция – процесс расчета затрат на создание товара и расчёт себестоимости товара.

Данный процесс очень важен в управленческой деятельности предприятия, можно отследить свои затраты и прибыль.

Плановая калькуляция производится в соответствии с принятым на предприятии планом.

Определение себестоимости конкретного вида продукции достигается составлением сметной калькуляции.

Нормативная калькуляция. Устанавливают нормативную норму расхода сырья на месяц.

1.1 Себестоимость

Фактическая (отчетная) калькуляция представляет собой подсчет себестоимости к отчетному периоду. Отчеты имеют большое значение для дальнейшей деятельности предприятия, они могут служить основой для дальнейшего инвестирования деятельности.

Себестоимость часто считается конфиденциальной информацией, которую производитель хочет защитить как от клиентов, так и от конкурентов.

Себестоимость продукции – самый важный показатель работы предприятия. Снижение себестоимости – основная цель компании. При снижении себестоимости повышается рентабельность деятельности, соответственно, увеличивается прибыль. Для потребителя снижение себестоимости также играет важную роль – снижаются цены, что приводит к повышенному потреблению продукта, выгодному для производителя.

Анализ себестоимости –тестирование затрат предприятия на создание и сбыт продукции. Анализ необходим для дальнейшего планирования деятельности, для предотвращения необоснованных потерь. Анализ играет важную роль в снижение либо увеличению себестоимости. Без анализа невозможно сказать о «правильности» и «неправильности» деятельности руководство компании.

Управленческие кадры должны уделять особое внимание анализу себестоимости, сравнивать показатели между собой за разные периоды. Так вы сможете проследить динамику роста или снижения себестоимости, а значит, сможете предугадать развитие рынка в дальнейшем (удорожание сырья, износ оборудования). Необходимо особое внимание уделять рынку сбыта, изучать его постоянно.

Объем производства и себестоимость — есть ли связь

Что такое себестоимость и какие бывают её виды

Себестоимость продукции может варьироваться в зависимости от количества произведенной (или купленной) продукции. Этот принцип легко обосновывается элементарными примерами.

Предположим, вам нужно купить молоко (стоимость пачки – 60 рублей) и вы поехали в магазин на машине – дорога до магазина и назад заняла полчаса. Тогда вы понесете следующие расходы:

  • если принять стоимость часа времени за 200 рублей, то ваши расходы на молоко выросли на 100 рублей;
  • амортизация (износ) автомобиля – ваши расходы вырастут, например, на 20 рублей.
  • топливо – возьмем средние параметры, 40 рублей.

Себестоимость = (стоимость партии продукции расходы)/(объем продукции) = (60 100 20 40) / 1 = 220 рублей.

Но если купили, допустим, 3 пачки молока, то себестоимость партии приобретенного продукта составит всего лишь: (3 × 60 100 20) / 3 = 100 рублей!

Именно этот принцип «больше продукции – ниже себестоимость» — позволяет крупным корпорациям успешно бороться с более слабыми конкурентами за счет выпуска гигантских объемов продукции, что снижает себестоимость, а значит и продажную стоимость продукции.

Как рассчитать себестоимость?

Расчет себестоимости товаров или услуг производится просто. Необходимо посчитать непосредственную стоимость сырья и материалов, необходимых для производства одной единицы товара, либо затрат, возникающих при оказании конкретной услуги.

После этого, нужно понять, какой процент от общего объема товаров или услуг составляет искомый и выяснить общие постоянные затраты (трудочасы, энергия, амортизация и т.д.) на производство в течение определенного промежутка времени, например, месяца.

После этого суммировать полученный объем постоянных затрат с стоимостью использованых материалов за этот промежуток времени. Далее  остается разделить полученную сумму на количество выпущенных товаров или оказаных услуг — и тогда вы получите непосредственную себестоимость!

Ссылка на основную публикацию