Как вести себя с конкурентами

Соревнуемся!

Часто руководство компании сознательно поддерживает конкуренцию между сотрудниками, считая ее двигателем рабочего процесса. Действительно, различные формы соревнований заставляют обитателей офиса все время поддерживать себя в тонусе и вносят в рабочий процесс долю азарта, превращая в увлекательный процесс даже рутинную работу.

Как вести себя с конкурентами
7 правил успеха в работе и карьере

Но важно, чтобы соперничество шло на пользу общему делу, а не мешало работе.

В вашей компании все в порядке, если:

  • Несмотря на то что сотрудники стараются превзойти друг друга в работе, их личные отношения остаются ровными.
  • Коллеги готовы помочь друг другу и никогда не скрывают важную информацию от других сотрудников.
  • Промахи, совершенные одним из работников, не становятся достоянием гласности сразу же после их обнаружения другими сотрудниками.
  • Обитатели офиса не разделяются на противоборствующие группировки.
  • Жалобы начальству редки и происходят только в крайних случаях. Как правило, конфликты решаются между сотрудниками без привлечения руководства.

Почему возникает соперничество

Конкуренция возникает из-за необходимости делить ограниченные ресурсы на рабочем месте. И это нормально. Сотрудники могут бороться за повышение зарплаты или продвижение по службе. Но такое противостояние может превратиться в воинственное соперничество (прежде всего это касается тех, кто от природы склонен к соревнованию).

— Мы не всегда осознаем, кто из наших коллег чувствует угрозу из-за наших успехов, — говорит Хиллари Энгер Ельфенбайн, профессор университета Вашингтона в Сент-Луисе.

Она со своими коллегами изучала проблему соперничества на рабочем месте. Участниками их исследования стали менеджеры по продажам в автосалонах и студенты, которые работали над совместным проектом. Большинство из них могли достаточно точно предсказать, кому из сотрудников они нравились, но совершенно не знали, кто с ними тайно конкурировал. Дело в том, что дружеские чувства люди обычно выражают откровенно, а вот соперничество скрывают.

Постоянная конкуренция с коллегой может быть достаточно изнурительной. Но присмотритесь внимательнее к вашему сопернику, наблюдение за ним может принести пользу.

— Многие люди подсознательно конкурируют именно с теми коллегами, которые достигают успехов. Они становятся для них своеобразным эталоном, образцом для подражания, — считает Марк Мерфи, автор книги «Правда на работе: Как научиться говорить жесткие вещи».

Соперничество обычно воспринимают негативно, многим бывает трудно признать, что дружеское противостояние вдруг переросло в личную вражду. Откровенно признаться у меня есть соперник — довольно трудно.

Впрочем, для будущего спокойствия лучше сразу отказаться от соперничества, ведь оно будет создавать дополнительное давление на работе и мешать профессиональному развитию, отмечает Мерфи. «Чем больше мы сосредотачиваемся на сопернике, тем больше мы топчемся на одном месте», — добавляет он.

По материалам:ВВС

Запрещенные приемы

Часто, вместо того чтобы совершенствовать собственные деловые качества, сотрудники пытаются победить в конкурентной борьбе, утопив более успешного работника. Какое же оружие может использоваться против конкурента и как справиться с врагами внутри коллектива?

Сплетни. Грамотно запущенная сплетня способна сделать всеобщим посмешищем даже отличного профессионала. Вы можете сто раз с успехом демонстрировать свои деловые качества, но, если по офису ходит слух, что вы говорили гадости о шефе, крутили роман с секретаршей или ходили обедать с представителем конкурирующей организации, хорошая должность вам не светит. А потому постарайтесь как можно меньше делиться с коллегами подробностями вашей личной жизни.

Не исключено, что все сказанное впоследствии может быть использовано против вас. Особенно осторожно следует относиться к разговорам о руководстве.

Бойкот. Возможно, ваши успехи раздражают весь коллектив. В этом случае сотрудники готовы временно сплотиться против «выскочки». Работать в такой обстановке практически невозможно. Жертвой прессинга чаще всего становятся люди, которым недостает уверенности в себе и которым очень важно мнение окружающих.

Как вести себя с конкурентами
Почему вам НЕ дадут повышение? 6 главных женских ошибок в карьере

Если в качестве объекта для травли выбран человек, у которого нелюбовь коллектива не вызывает никаких эмоций, сослуживцы быстро оставляют его в покое. Ведь главная задача преследователей – вывести жертву из равновесия. Так что вспоминайте пословицу «Собака лает, караван идет» и старайтесь сохранять спокойствие.

Оскорбления. Еще один способ вывести соперника из равновесия. Случается, что, столкнувшись с неприкрытым хамством, теряются даже самые лучшие профессионалы. Конечно, сохранить хорошую мину при плохой игре непросто, однако постарайтесь не давать выход эмоциям. Кстати, отвечать оскорблением на оскорбление тоже не стоит. Ваш гнев – показатель вашей слабости, и сослуживцы не замедлят этим воспользоваться.

Публичное унижение. Даже если вы высказываете здравую идею, коллеги морщат нос и говорят, что из вашей затеи ничего не выйдет. Если это – ваша ситуация, не стесняйтесь выходить со своими идеями на более высокий уровень. Да, выскочек не любят. Но, если руководство оценит ваши мысли, у вас есть отличные шансы стать шефом своих вчерашних завистников.

Как определить соперника

— Конкуренция в профессиональной сфере — обычное дело и, как правило, она положительно мотивирует. А вот соперничество — это уже переход на личный уровень, — объясняет Ельфенбайн.

Когда соперничество выходит на личный уровень, ваша рабочая жизнь может превратиться в настоящий кошмар. Психологическими последствиями могут стать тревога, беспокойство и неуверенность в себе.

Распри вспыхивают буквально на ровном месте. Сжатые сроки, высокое напряжение и невозможность поговорить по душам приводит к тому, что сотрудники делают поспешные выводы и истолковывают по-своему поведение коллеги. В результате возникает нездоровая конкуренция или даже откровенная борьба.

Чтобы выявить тайного завистника, нужно обратить внимание на тех коллег, которые препятствуют вашим лучшим идеям, обращаются с вами несправедливо или никогда не прислушиваются к вашему мнению. Часто эти признаки помогают понять, что пора прекратить потенциальное соперничество, прежде чем ситуация выйдет из-под контроля.

Как прекратить конкурентную борьбу

Первое, что необходимо сделать — понять ключевые факторы, которые влияют на выбор товара потребителями. Так, по данным исследования The Forum Group, высокая цена товара заставляет покупателей отказаться от покупки лишь в 15% случаев. Основные же причины кроются в сервисном предложении — плохом обслуживании (45%) и недостаточном внимании, которое уделяется менеджерами клиенту (20%).

Таким образом, снижение цены не гарантирует рост продаж. Нередки и ситуации когда компания продает аналогичный продукт даже дороже (например, шампунь для волос или зубную пасту) и, при этом, более эффективно по сравнению с конкурентами. Это происходит за счет того, что она грамотно смогла выявить потребности покупателей и правильно позиционирует свой товар на рынке.

На основании анализа потребителей, сделайте выводы как Вы можете повысить ценность товара для покупателей. Донесите до потребителя какие дополнительные преимущества он получит при покупке товара. Например, путем указания на особый уникальный функционал продукции.

Также важно понять какие сервисные факторы имеют значимость для Ваших клиентов. Например, Вы можете продавать автомобили дороже, но предлагать при этом бесплатный набор дополнительных опций, которых нет у конкурентов. Либо увеличить период гарантийного обслуживания с года до двух.

— Это может быть непросто. Некоторые организации намеренно создают ситуации, которые способствуют возникновению соперничества, пытаясь таким образом повысить мотивацию и производительность труда сотрудников, — отмечает Ельфенбайн. Именно так и происходит в компаниях, которые работают в сфере продаж или финансов.

Как вести себя с конкурентами

Умный руководитель может снизить это напряжение, если будет относиться одинаково справедливо ко всем своим подчиненным. «Таким образом, они прекратят сравнивать себя с другими и сосредоточатся на собственных достижениях», — считает Ельфенбайн.

Не стоит ежедневно приходить на работу в состоянии паранойи, ожидая, что коллеги только и делают, что роют под вас яму. Даже если соперничество и возникает, оно не вечно и быстро исчезает с изменениями в карьере. А иногда бывшие ярые враги при определенных обстоятельствах превращаются в союзников, например, после повышения или перехода в другой отдел.

Ссылка на основную публикацию