Новые изменения в пенсионном законодательстве

Законодательные нормы и акты, которые регулируют пенсионные вопросы

Новый закон о пенсиях с 2019 года содержит корректировки пенсионного возраста для будущих получателей следующих видов пенсий:

  1. Страховые пенсии по старости, в том числе досрочные:
  2. Пенсии государственных и муниципальных служащих.
  3. Социальные (для нетрудоспособных граждан).

Предусмотренные законом изменения внедряются с 1 января 2019 года с переходным периодом, в течение которого значение возраста выхода на пенсию будет поэтапно изменяться до достижения установленной законом величины. Однако для госслужащих корректировки будут введены на год позже — с 2020 года, так как для них этот процесс уже идет несколько лет — с 1 января 2017 года согласно аналогичному закону № 143-ФЗ от 23.05.2016 г. (т.е. госслужащим в принятый с 2017 года график изменения пенсионного возраста новым законом будут внесены поправки, начиная с 2020 года).

Стоит отметить, что все предложенные изменения в пенсионном законодательстве с 2019 года не коснутся тех граждан России, которые уже получают пенсию — новые меры направлены только на продление «периода трудоспособности» для будущих пенсионеров, которые должны достигнуть пенсионного возраста с 2019 года.

В первую очередь, предусмотренные законом изменения с 2019 года не коснутся тех, кто уже на пенсии — все пенсионеры продолжат по-прежнему получать все уже назначенные им выплаты в соответствии с приобретенными ранее правами и льготами.

Кроме того, принятый закон от 03.10.2018 № 350-ФЗне предусматривает увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий граждан:

  1. Занятые на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а именно:
    • работники, в пользу которых работодатель уплачивает страховые взносы по соответствующим тарифам, которые были определены в результате специальной оценки условий труда;
    • летчики гражданской авиации, инженерно-технический состав по обслуживанию воздушных судов;
    • летно-испытательный состав, занятый в испытаниях авиационной и другой техники;
    • рабочие локомотивных бригад, работники, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающие безопасность движения на ж/д транспорте, в метрополитене;
    • машинисты строительной, дорожной, погрузочно-разгрузочной техники;
    • трактористы-машинисты, работающие в сельском хозяйстве и других сферах;
    • рабочие на лесозаготовках, лесосплаве, а также занимающиеся обслуживанием механизмов и оборудования;
    • водители грузового транспорта в рудниках, картерах, шахтах и проч.;
    • на подземных либо открытых горных работах, в горноспасательных частях, в добыче сланцев, угля, руды и прочих полезных ископаемых;
    • в строительстве шахт и рудников;
    • в геологоразведочных, поисковых, топографических отрядах и экспедициях, на изыскательных и других работах;
    • в плавсоставе морского, речного флота, в рыбной промышленности;
    • водители пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах (автобусов, троллейбусов, трамваев);
    • спасатели в аварийно-спасательных службах;
    • работающие с осужденными в организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;
    • женщины, работающие в текстильной промышленности с тяжестями в условиях повышенной интенсивности и другие.
  2. Граждане, которым пенсия полагается по состоянию здоровья либо социальным мотивам:
    • одному из родителей либо опекунам инвалидов с детства, воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • инвалидам 1 группы по зрению;
    • инвалидам вследствие военной травмы;
    • женщинам, родившим 5 и более детей и воспитавшим их до достижения 8 лет;
    • женщинам, родившим 2 и более детей и имеющим установленный стаж работы в районах Крайнего Севера и районам, приравненным к ним и другие.
  3. Лица, которые пострадали в результате техногенных или радиационных катастроф (на Чернобыльской АЭС, химкомбинате «Маяк», Семипалатинском полигоне и т.д.).

Полный подробный перечень лиц, которых не коснется запланированное Правительством повышение пенсионного возраста с 2019 года, приводится в

соответствующем документе

(формат файла PDF), подготовленном специалистами Пенсионного фонда РФ.

Изначально было установлено, что социальные и пенсионные выплаты ПФР должны каждый год увеличиваться в связи со снижением покупательской способности, обусловленного повышением уровня инфляции. Порядок индексации устанавливается в зависимости от выплаты:

  • 1.02 – повышаются страховые пенсии на показатель инфляции за прошлый год.
  • 1.04 – увеличиваются социальные пенсии. Индексация зависит от темпов повышения прожиточного минимума за прошлый год.

Индексация в 2016 году была проведена только на 4 % при уровне инфляции за 2015 г. 12,9 %. Однако в конце 2016 г. Правительство пообещало восстановить порядок увеличения выплат. Для реализации обещания в проект бюджета были заложены необходимые средства.

Новости из Госдумы особой надежды на повышение пенсий для граждан, завершивших службу, не внушают. Стоит сказать, что увеличение обеспечения для этих лиц не осуществлялось надлежащим образом довольно давно.

Повышение пенсии происходит за счет увеличения оклада, понижающего коэффициента и индексации страховой части на показатель прошлогодней инфляции. Такой порядок действует для пенсионеров МВД, МЧС, ФСИН и ряда других ведомств.

В 43 статье ФЗ № 4468-1 предусмотрен понижающий коэффициент к ДД (денежному довольствию) в размере 54 %. Он применяется при начислении пенсии и должен каждый код повышаться на несколько процентов до достижения 100 %. Предполагалось, что такая величина будет установлена в 2035 г. В течение последних 2-х лет, таким образом, этот коэффициент был равен:

  • С 1 янв. 2015 г. – 62,12 %.
  • С 1 окт. 2015 г. – 66,78 %.
  • С 1 февраля 2016 г. – 69,45 %.

Однако, по заявлению Антона Силуанова, федеральный бюджет может не выдержать такого повышения, следовательно, вопрос индексации нужно решать аккуратно. Тем не менее в 2017 г. военные пенсии были все же повышены за счет коэффициента, которых достиг 72,23 %.

В конце ноября в Государственную думу был внесен законопроект, в соответствии с которым с 2016 года началось постепенное увеличение пенсионного возраста для отдельных категорий работников. В соответствии с ним предполагается, что мужчины и женщины смогут выходить на пенсию в 65 лет, вместо нынешних 60 и 55 соответственно. В первую очередь подобные поправки коснутся:

  1. Госслужащих.
  2. Работников МВД.
  3. Военнослужащих.

Автором данного законопроекта является премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. Причины тому достаточно просты – спад рождаемости в 90-е годы, из-за чего на сегодняшний день отмечается сильное старение населения. Поэтому поднятие пенсионного возраста является вынужденной мерой, которая позволит сэкономить средства ПФР. В России итак остается едва ли не самая низкая планка прекращения трудовой деятельности, страны Европы уже давно перешли к практике ее подъема.

Кроме того, этим же законопроектом предусмотрен и постепенный рост страхового стажа, о котором мы говорили выше. С 2016 года он составляет не менее 15 лет, а к 2020 году его планируется увеличить до 20 лет.

Для большей наглядности, приведём таблицу, где продемонстрируем, как будет изменяться пенсионный возраст в ближайшее время.

Год Возраст выхода на пенсию
Мужчин Женщин
2019 61 56
2020 62 57
2021 63 58
2022 64 59
2023 65 60
Важно! С учётом льготного интервала, в 2019-2020 гг. лица мужского и женского пола смогут оформлять пенсию за полгода до указанного возраста.

Выше упоминалось, что поднятие возрастной планки будет проводиться постепенно, и в целом этот переход охватит 10-летний период: завершение запланировано на 2028 год, когда установленный возраст будет повышен для большинства граждан.

Однако пока этого не произойдёт, для многих людей остаётся непонятным, когда именно им обращаться за назначением пенсии. Первая стадия реформы затронет мужчин, родившихся в 1959 году, и женщин, появившихся на свет в 1964. Для наглядности примера приведём таблицы, где продемонстрируем, кому и когда обращаться за пенсионным обеспечением.

Таблица 1

Мужчины

Год рождения Год обращения за пенсией Полных лет на момент обращения
1959 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 60.6
1959 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 60.6
1960 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 61.6
1960 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 61.6
1961 2024 63
1962 2026 64
1963 2028 65

Таблица 2

Женщины

Год рождения Год обращения за пенсией Полных лет на момент обращения
1964 (первая половина) 2019 (второе полугодие) 55.6
1964 (вторая половина) 2020 (первое полугодие) 55.6
1965 (первая половина) 2021 (второе полугодие) 56.6
1965 (вторая половина) 2022 (первое полугодие) 56.6
1966 2024 58
1967 2026 59
1968 2028 60

Такая возможность действительно предполагается. Проводимая реформа не коснется персонала предприятий, задействованного на потенциально опасных производствах. Сюда относятся:

  • «горячая сетка» и проведение работ под землёй;
  • локомотивные бригады;
  • текстильная промышленность (только для женщин, при условии тяжёлого труда и увеличенной интенсивности производства);
  • геологоразведка, партии геофизических, гидрологических и других исследовательских групп, работающих в полевых условиях, включая работы по лесоустройству;
  • плавсостав речного и морского флота, кроме кораблей, выполняющих задачи в пределах акваториальных вод;
  • горнодобывающая отрасль промышленности;
  • летный и инженерный состав гражданских авиалиний;
  • работа с осуждёнными в учреждениях УИН;
  • операторы сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной и грузоподъемной спецтехники (только женщины);
  • сотрудники лесозаготовительных предприятий, включая ремонтные бригады;
  • состав аварийно-спасательных отрядов.

Помимо этого, реформации не затронут социально незащищенные слои населения. В частности:

  • многодетных матерей, родивших 5 и больше детей. А для родивших 3-4 детей и вырастивших их до 8 лет также предусмотрены поблажки в виде возможности уйти на пенсию в 57 и 56 лет соответственно, но при наличии страхового стажа от 15 лет;
  • родителей, опекунов,  занимавшихся воспитанием детей-инвалидов до достижения последними 8-ми лет;
  • женщин, родивших больше двух детей, при наличии «северного» стажа;
  • получивших группу инвалидности на военной службе;
  • инвалидов по зрению с подтверждённой 1 группой;
  • лиц, страдающих гипофизарным нанизмом (лилипутов) и диспропорциональных карликов;
  • граждан, живущих на Крайнем Севере или регионах с аналогичными климатическими условиями, занимающихся традиционными видами деятельностями — оленеводством, охотничьим промыслом, рыболовством. Что касается остальных северян, то возрастные границы для них тоже передвинуты, теперь эти лица смогут претендовать на пенсию в 55 и 60 лет соответственно — женщины и мужчины);
  • пострадавших в результате техногенных аварий;
  • лётно-испытательный состав, в том числе испытатели десантируемой и аэрокосмической техники.

Работающие пенсионеры и новая пенсионная реформа

Начнём с того, что граждане, которые уже находятся на пенсионном обеспечении, будут получать полагающиеся им выплаты в полном объёме. Это правило касается назначенных ранее социальных льгот и выплачиваемых пособий. Единственное, что заметят пенсионеры — это повышение ежемесячных выплат, и этот рост, по мнению правительства, должен впервые превысить темпы инфляции.

Вносимые в порядок пенсионного содержания корректировки коснутся в основном граждан предпенсионного возраста, которые будут выходить на заслуженный отдых на 5 лет позже. Особенно это заметят россияне, у которых нет страхового стажа и они претендуют на получение соцпенсии. Здесь поднятие возраста будет довольно заметным. В частности, за таким обеспечением мужчины смогут обращаться после 70-летия, женщины — когда достигнут возраста 85 лет.

Эту категорию граждан индексация пенсионного обеспечения не затронет. Как было раньше, размер пенсий будет пересчитываться с учётом всех повышений лишь тогда, когда гражданин официально прекратит трудовую деятельность.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Пенсионная реформа коснется не только граждан, оформляющих страховую пенсию по старости. Срок назначения социальной пенсии по старости также будет изменен. Нетрудоспособные лица и те, кто не успел выработать необходимый стаж, смогут выйти на социальную пенсию не в 60 (женщины) и 65 лет (мужчины) как раньше, а в 65 и 70 лет соответственно. Эти изменения также будут вводиться поэтапно. Социальная пенсия по инвалидности, как и раньше, будет назначаться вне зависимости от возраста.

Возраст трудоспособности также будет увеличен для некоторых категорий трудящихся, выходящий на пенсию раньше общепринятых сроков:

  • Для работников Крайнего Севера («северян»). Ранее для данной категории граждан был установлен пенсионный возраст 55 и 50 лет для мужчин и женщин соответственно, после завершения переходного периода он увеличится до 60 и 55 лет.
  • Для работников педагогической, медицинской и творческой сфер. Главное условие выхода на пенсию остается прежним — необходимо выработать требуемый профессиональный стаж (25-30 лет). Однако, согласно новой реформе, после достижения необходимого стажа должно будет пройти еще 5 лет (или менее, если гражданин попадает в переходный период). Это условие одинаково как для женщин, так и для мужчин, и по сути тоже значительно переносит срок выхода на пенсию для этих категорий работников.

В законе также предусмотрены изменения относительно пенсионного возраста государственных служащих. С 1 января 2020 года темп его повышения увеличится до года в год, как и для остальных категорий пенсионеров. Напомним, что для госслужащих возраст выхода на пенсию уже повышается с 2017 года, однако более плавными темпами — на полгода каждый год.

В пенсионном законодательстве с 2016 года предусмотрен новый порядок начисления пенсии. Было внесено несколько важных поправок, с которыми необходимо ознакомиться в первую очередь людям предпенсионного возраста, работающие последние годы, и в скором времени завершат трудовую деятельность. В частности, следует обратить внимание на следующие изменения:

  • с 2016 года вступает в силу поправка, согласно которой размер выплат по достижении соответствующего возраста определяется количеством отчислений в Фонд социального страхования. Отныне чем большие суммы будут перечислены в соцстрах, тем больший размер будет иметь итоговая пенсия;
  • с 1 января в качестве отчислений в Пенсионный фонд будут учитываться исключительно проценты, высчитанные с официальных заработных плат каждого работника. Таким образом, если начисления работника не могут быть подтверждены документально, в соответствии с новым порядком, насчитываться они не будут. То же самое будет касаться и других видов отчислений, в частности: премий, финансовых поощрений, бонусов и т. д.;
  • важное изменение касается и работающих пенсионеров. Трудовой стаж остается важнейшим фактором при расчете последующих выплат, и он продолжит учитываться даже в том случае, если работник продолжит деятельность после официального наступления пенсионного возраста. Более того, его пенсия будет увеличиваться в соответствии со специальными коэффициентами;
  • введение с 2016 года персональных расчетных коэффициентов для накопления дополнительных средств. Если вы по каким-либо причинам не ведете трудовую деятельность, вы все равно можете рассчитывать на увеличение персональных пенсионных накоплений. В первую очередь это относится к лицам, проходящим срочную службу в Вооруженных силах, женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также родственникам инвалидов, осуществляющим уход за ними. Однако следует помнить, что коэффициенты будут работать только в случае, если лицо, имеющее основание для их получения, официально зарегистрировано.

Изменения, которым подвергается пенсионная система России, можно назвать глобальными. Она разделилась на страховую и накопительную. Страховая, основой которой остался Пенсионный фонд, по-прежнему будет пополняться за счёт отчислений с заработной платы и иных обязательных платежей.

Право на пенсию теперь выражается в баллах, или в ИПК — индивидуальных пенсионных коэффициентах, и имеют это право граждане, которые:

  • достигли пенсионного возраста, 55 лет для женщин и 60 для мужчин;
  • имеют хотя бы минимальный страховой стаж, это 15 лет с 2024 года и 7 лет в 2016;
  • имеют достаточный ИПК, в 2025 году это 30, в 2016 — 9.

Страховая пенсия по старости (СтрП) за один год =

= Сумма пенсионных баллов (ГИПК) х Стоимость балла в текущем году (СПБ) Фиксированная выплата (ФВ)

В коротком виде: СтрП = ГИПК х СПБ ФВ

ГИПК — это сумма баллов за год;

СПБ — стоимость в рублях одного пенсионного балла в текущем году, устанавливается государством и ежегодно индексируется.

ФВ представляет собой фиксированную выплату, определённую федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013, ст.16.

Для 2016 года страховая пенсия определяется так: СтрП = ИПК х 74,27 4558,93 руб.

Работающие пенсионеры остались при своих, однако индексации они всё-таки лишились. Подробнее об отмене второй индексации, читайте в этой статье.

Согласно новому порядку выплаты пенсий, работающий пенсионер может уволиться с работы и уведомить об этом пенсионный фонд, после чего пенсия его начнёт индексироваться. Если, дождавшись увеличения, он снова пойдёт работать, то размер пенсии так и останется увеличенным.

Привычная система начисления пенсий изменилась кардинально, и ещё будет претерпевать дальнейшие изменения. Но кое-что видно уже сегодня.

К плюсам можно отнести появившуюся у граждан возможность более активно влиять на свою будущую пенсию, в частности, стараться работать легально.

Базовые для пенсий величины являются индексируемыми.

Появилась возможность добавлять к пенсионному стажу службу в армии и работу по уходу.

Вот баллы, которые дополнительно получают граждане в не страховые периоды:

  • 1,8 за 1 год армейской службы;
  • 1,8 уход за пожилыми и инвалидами;
  • 1,8 за 1 год отпуска по уходу за ребёнком, первым;
  • 3,6 за 1 год — за вторым;
  • 5,4 за 1 год — за третьим и четвёртым.

Сохранился пенсионный возраст и большинство льгот, повысились пенсии у многих категорий пенсионеров.

Минусы

Многие граждане могут столкнуться и с минусами пенсионной реформы, в первую очередь те, кто работает неофициально: они не смогут получить полную пенсию.

Не повезло пенсионерам, которые на момент запуска новой системы работали. Им для того, чтобы увеличить пенсию, придётся увольняться и устраиваться на работу заново.

Минимальный стаж будет увеличиваться и вырастет втрое, правда, не сразу, а на протяжении 15 лет.

И будут затруднения с тем, чтобы рассчитать себе пенсию самостоятельно. Эти формулы…

Что нас ожидает в 2019 году

Начиная с будущего года, последовательность ухода на заработанный отдых изменится для подавляющего большинства россиян. Согласно принятому депутатами Госдумы законопроекту, мужчины будут продолжать работать до 65 лет, женщины отдохнут только в 60 лет. Отметим, что в своём телеобращении президент страны пообещал скорректировать проводимую реформу, снизив возрастной критерий для женской половины населения на три года. И в итоге закон был принят с президентскими поправками, за которые проголосовали все депутаты единогласно.

Здесь нужно уточнить, что реформа будет проводиться модульно, с разбивкой на несколько этапов. Так, в первые 2 года после вступления закона в силу будет действовать льготный период, позволяющий уйти на пенсию на полгода раньше обозначенного срока. Далее запланировано ежегодное повышение на 12 месяцев. В результате, новый пенсионный порог будет достигнут уже к 2023 году и сохранится на этом уровне в дальнейшем.

Выше мы указывали, что есть определённые категории граждан всеобщее повышение пенсионного возраста не затронет. Это коснется работников, задействованных на тяжёлых и опасных производствах, а также для отдельных категорий «досрочников», которые получили данное право по медицинским или социальным показателям.

Кроме того, особую привилегию в виде 25% надбавки к пенсии получили жители сельской местности, трудившиеся в с/х не менее 30 лет.

Балльная система начисления пенсии

Источниками начисления баллов являются:

  1. Заработная плата, с которой гражданин платит налоги и за которую будут начисляться баллы (о том, что это читайте здесь).
  2. Рабочий период, в течение которого работник зарабатывал стаж.
  3. Нерабочие периоды, в которые можно получить дополнительные баллы.
  4. Возраст выхода на пенсию, от него зависит наличие дополнительных баллов или их отсутствие.

За год рабочего стажа работнику начисляются баллы, который и дают ему право претендовать на пенсию, при условии оплаты взносов.

ПК = Страховая часть (без базовой) / Стоимость балла

ГИПК = Сумма всех страховых взносов / Максимально возможную сумму взносов х 10.

Сумма страховых взносов прямо зависит от годовой зарплаты: это 16% от неё, если выбран вариант только страховой пенсии, или 10%, при варианте страховой и накопительной.

Начисляться они будут в зависимости от того, какой вариант пенсионного обеспечения был выбран.

Страховая пенсия регулярно подвергается индексации со стороны государства, а накопительная не индексируется. Для неё существуют другие источники роста – финансовый рынок и инвестирование.

Необходимость проведения пенсионной реформы

Обоснованиями для повышения возрастного ценза можно выделить два ключевых момента: экономическую и демографическую составляющую.

В экономическом плане, повышение возрастного порога должно положительно отразиться на росте самих пенсий. По словам главы Минфина Антона Силуанова, после поднятия возраста индексирование пенсий должно обогнать темпы инфляции. По мнению политика, это должно произойти уже в 2019 году, на первой стадии проведения реформы.

Эти слова косвенно подтвердил и Дмитрий Медведев, пообещавший пенсионерам усредненную прибавку в 1 000 рублей ежегодно.

По факту же уже заявлено сотрудниками ПФР, что реальные параметры прироста пенсии будут варьироваться в зависимости от изначального размера пенсии получателя. А 1000 р. — это ожидаемый средний показатель увеличения пенсий за 1 год

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Если рассматривать реформу сквозь призму демографических тенденций, то ключевым мотивом становится увеличение протяжённости жизни среди населения. Согласно сведениям Росстата, мужчины стали жить дольше на 8,5 лет, дамы — на 5,4 года. Однако подобное долголетие дестабилизирует пенсионную систему в целом. Например, в середине 70-х на одного пенсионера приходилось в среднем 3,7 трудящихся. Сегодня это соотношение снизилось почти в 1,5 раза.

Нельзя не отметить, что здесь приведено приблизительное соотношение числа пенсионеров и трудоспособного населения страны. Если брать в расчёт факт, что многие граждане занимаются фрилансом и не делают страховых отчислений, реальные цифры будут заметно ниже: примерно 1,3 работающих граждан на каждого пенсионера.

Пенсионная реформа 2016 для судей РФ

Судьи являются работниками государственных структур и, хотя формально служащими не являются, относятся к профессиям, работа которых оплачивается из средств бюджета. Когда судья собирается выходить на пенсию, перед ним открываются 3 возможности.

  1. Если его работа судьёй продолжалась менее 10 лет, он может получать пенсию на общих основаниях, определённую в соответствии с ФЗ №400 от 28.12.2013, а также ФЗ №126 от 04.06.2011.
  2. Если необходимая выслуга имеется, то оформляется по выслуге лет.
  3. Если работа судьёй продолжалась не менее 20 лет и удовлетворены прочие условия, то можно получать пожизненное содержание (80% от заработной платы), которое не облагается налогом.

Педагоги, выслуга лет и пенсионная реформа

Работники образования с тревогой относятся к новой пенсионной реформе. Главная обеспокоенность — о праве на досрочную пенсию по выслуге лет, которая до сих пор имела место.

Однако только при соблюдении некоторых условий:

  • наличия стажа в 25 лет;
  • хотя бы минимального ИПК (в 2016 – 9, в 2017 – 11,4);
  • соответствия должности определённым спискам профессий, которое оговаривается постановлениями и законодательными актами;
  • занятости по полной ставке.

Если работающий учитель отказывается от досрочного выхода на пенсию, то вступает в силу ФЗ №400, пункт 15 ст.15 и пункт 5 ст.16. То есть, педагог зарабатывает повышенные баллы. В любой момент он вправе обратиться за получением пенсии.

Пенсионная реформа для госслужащих

Для этого руководящего звена поднятие возрастного порога для выхода на пенсию было обозначено ещё в 2017 году. Согласно принятой норме, для служащих муниципалитетов, чиновников регионального и государственного уровня, повышение вводится постепенно, с полугодичным шагом. Так будет продолжаться, пока не будет достигнута планка 60 и 65 лет, женщинам и мужчинам соответственно.

Начиная с 2020 года, поднятие порога будет проходить соразмерно: на 12 месяцев каждый год. В результате повышение возраста госслужащих будет происходить параллельно общей пенсионной реформе.

Изменения в пенсионном законодательстве затронут также государственных и муниципальных служащих. Для них пенсионный возраст уже и так повышается с 1 января 2017 года, но ранее принятым законом было предусмотрено повышение величины до 63 и 65 лет ежегодно с шагом в полгода. Согласно новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г., возраст выхода на пенсию для госслужащих будет увеличиваться с 01.01.2020 года в таком же темпе, как и для остальных граждан — ежегодно на 1 год.

Год выхода госслужащих на пенсию по старому закону Возраст выхода на пенсию по новому закону Год выхода госслужащих на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
2017 55 0,5 60 0,5 2017-2018
2018 55 1 60 1 2019
2019 55 1,5 60 1,5 2020-2021
2020 55 2 60 2 2022
2021 55 3 60 3 2024
2022 55 4 60 4 2026
2023 55 5 60 5 2028
2024 55 6   2030
2025 55 7   2032
2026 и далее 55 8   2034

Таким образом, предусмотренные старым законом правила изменения возраста выхода на пенсию госслужащих будут скорректированы. Переходный период, в течение которого будет происходить постепенное повышение пенсионного возраста, будет уменьшен для женщин на 6 лет (до 2026 года вместо прежнего 2032), для мужчин — на 3 года (до 2023 вместо 2026). То есть повышение будет происходить быстрее.

С 01.01.2017 вступил в действие ФЗ № 143. В нем существенно ужесточены требования к пенсионному возрасту. Как выше говорилось, для женщин он будет равен 63, для мужчин – 65 годам. При этом стаж госслужбы должен быть не меньше 20 лет.

Эти изменения в пенсионном законодательстве будут реализовываться постепенно. На 2017 год для выхода на пенсию женщины должны быть в возрасте 55,5, а мужчины – 60,5 лет. Стаж госслужбы должен быть 15,5 л.

Повышение возраста выхода на заслуженный отдых связано с постоянным увеличением прироста населения и продолжительности жизни граждан. В настоящее время в среднем продолжительность жизни составляет 72 года. Если экономическая ситуация в будущем будет складываться благоприятно, то этот показатель еще больше увеличится.

Пенсионная реформа для медиков

У медиков тоже существует выслуга лет и досрочный выход на отдых, а также — понятие льготной пенсии.

Необходимое условие для её получения – это стаж, 30 лет для городского, и 25 – для врача из сельской местности. Ранее начисление такой пенсии проводилось по другим методикам, а новая реформа даёт совсем другой результат.

Трудовой стаж, постепенно увеличиваясь, для обеих категорий станет в итоге одинаковым – 27,5 лет. Поэтому факторы, удерживающие медиков в сёлах, потеряют своё значение, что спровоцирует перемещение их в город, где много частных клиник и оплата выше. Забота о сохранении кадров в сельских больницах у правительства напрочь отсутствует.

Если пенсия полагается досрочно

Вводимые изменения затронут и «досрочников», которые наделены правом обращаться за назначением пенсионного содержания раньше установленных законом сроков. Рассмотрим основные положения.

Спецстаж

Термином «спецстажа» обозначается определённая трудовая деятельность при особых условиях работы или для представителей определённых профессий. После перехода на новые рельсы пенсионной реформы, спецстаж останется для:

  • граждан, работающих на Крайнем севере или местностях, с аналогичными климатическими условиями — но возраст их фактического выхода на пенсию будет постепенно возрастать до 55 и 60 лет — соответственно для северянок и северян;
  • преподавательского состава;
  • творческих работников;
  • медработников.

Сегодня специальный стаж варьируется в пределах 15-30 лет. Однако, несмотря на отсутствие изменений, для перечисленных категорий предполагается поэтапно откладывать сроки обращения за назначением пенсии.

В частности, год, в котором указанные выше лица выработают спецстаж, будет зафиксирован, а назначат «досрочную» пенсию по истечении определенного временного отрезка. В 2019-2028 гг. фактический срок обращения за пенсией будут переносить на 1-5 лет. Выработавшие спецстаж в 2028 г. и позже, обретут реальную возможность обратиться за назначением страховой пенсии спустя 5 лет с момента выработки данного стажа.

Что касается остальных льготников, претендующих на пенсию по выслуге лет, то о них в пенсионном законе ничего не сказано. Следовательно, логично предположить, что их льготы будут полностью или частично упразднены.

Чего ожидать

С учётом общепринятых требований к трудовому спецстажу, возраст для выхода на пенсию для граждан, работающих на Крайнем Севере и аналогичных территориях, будет продлён на 5 лет. В частности, мужчины смогут претендовать на получение денежного содержания в 60 лет, женщины — в 55.

Для медперсонала, преподавателей и представителей творческих профессий предусматривается иной порядок. В частности, для этой категории граждан будет отсрочен срок оформления пенсии на 5 лет.. Например, после того, как спецстаж, нужный для выхода на пенсию, будет выработан, он регистрируется, а право на получение пенсионного обеспечения появляется спустя установленный срок.

К примеру, педагогам необходимо 25 лет выслуги в детских учреждениях вне зависимости от их возраста и пола. Если преподаватель в 2021 г. выработает необходимый стаж, то по факту пенсию ему назначат только через 3 года, т.е. в 2024 г..

Кому положено

Новыми «досрочниками» станут:

  • женщины и мужчины, отработавшие 37 лет и 42 года соответственно — на 2 года раньше остальных, но не ранее, чем исполнится 55 и 60 лет соответственно;
  • многодетные матери, родившие и воспитавшие трёх и четырёх детей — в 57 и 56 лет соответственно;

неработающие предпенсионного возраста, которые не могут трудоустроится по независящим от них причинам — в 58 и 63.

Важно! Несмотря на поднятие возраста, право на получение социальных льгот для пенсионеров пересматриваться и изменяться пока не будет. В частности, оформить полагающиеся льготы можно будет в 55 и 60 лет.

Социальные пенсии с 2019 года

Помимо уже рассмотренных выше страховых (трудовых) пенсий, пенсионной реформой с 2019 года предусматривается ряд изменений, касающихся условий назначения социальных пенсий, в частности социальных пенсий по старости, предназначенных для лиц, которые не наработали необходимого стажа для получения страховой пенсии.

До 2019 года социальные пенсии по старости были положены лицам, достигшим возраста 65 лет мужчины и 60 лет женщины (т.е. на 5 лет позже общеустановленного на 2018 год пенсионного возраста 60/55 лет). По новому закону такое право будет возникать только при достижении 70 и 65 лет (т.е. также с увеличением на 5 лет относительно нового возраста 65/60 лет).

При этом для социальных пенсий законом также предусматриваются переходные положения, которые устанавливают поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 1 января 2019 года (а в 2019 и 2020 гг. будут действовать льготные условия выхода на пенсию, согласно поправкам по смягчению реформы, которые были предложены Президентом).

Все предусмотренные законом новые величины пенсионного возраста для получения социальных пенсий для мужчин и женщин (соответственно 70 и 65 лет) будут окончательно установлены с 2023 года.

«Социалка» полагается гражданам, которые официально не трудоустраивались и не имеют необходимого для назначения страховой пенсии стажа. До принятия закона о реформациях такие люди могли обращаться за пенсией на 5 лет позднее, чем работающие соотечественники.

В 2019 году эта тенденция сохранится, но возраст для назначения «социалки» будет также увеличен. Теперь женщины, у которых отсутствует необходимое число лет страхового стажа, смогут обращаться за пенсией после наступления 65-летнего возраста, мужчины — после 70 лет.

Что касается инвалидных социальных выплат, то такие пенсии будут оформляться, как и прежде.

Выход на страховую пенсию по старости с 2019 года

Для этого нужно учитывать следующие факторы:

  • возраст;
  • трудовой стаж;
  • профессию;
  • льготы.

При этом нужно учитывать, что первые два года после проведения реформы у граждан имеется право льготного выхода на пенсию на полгода раньше предусмотренных сроков. Например, этим правом могут воспользоваться мужчины, которым нужно выходить на пенсию в 2021-2022 гг. Эти граждане родились в 1960 году, поэтому смогут выйти на заслуженный отдых уже в 61,5 год. Однако если у такого гражданина имеется трудовой стаж, превышающий 42 года, то назначение пенсии с учётом льгот произойдёт уже в 60 лет.

С 1 января 2019 года будут скорректированы сроки выхода на страховую пенсию по старости. Изначально Правительством по новому закону с учетом переходных положений планировалось установить новый возраст выхода на пенсию — для мужчин 65 лет, для женщин 63 года. Однако по предложению Президента возраст для женщин был снижен до 60 лет, т.е. в итоге увеличение для мужчин и женщин будет одинаковым — на 5 лет.

И это повышение будет происходить поэтапно — с ежегодным увеличением на 1 год (а с учетом принятых президентских поправок — кроме первых двух лет действия нового закона: 2019 и 2020 гг.) до достижения в 2023 году окончательных норм, установленных новым законом для мужчин и женщин (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Таблица — Выход на пенсию с 2019 года по годам

Год выхода на пенсию по старости по нынешнему закону (в возрасте 55/60 лет) Пенсионный возраст по новому закону с 01.01.2019 г. Год выхода на пенсию по новому закону
Женщины Мужчины
I полугодие 2019 55 0.5 60 0.5 II полугодие 2019
II полугодие 2019 55 0.5 60 0.5 I полугодие 2020
I полугодие 2020 55 1.5 60 1.5 II полугодие 2021
II полугодие 2020 55 1.5 60 1.5 I полугодие 2022
2021 55 3 60 3 2024
2022 55 4 60 4 2026
2023 и следующие года 55 5 60 5 2028 и т.д.

Примечание: Таблица уже скорректирована с учетом окончательного содержания закона о повышении пенсионного возраста, принятого Госдумой в третьем чтении на заседании 27.09.2018 г. и подписанного Президентом 03.10.2018 г.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Изменения по новому закону будут касаться всех граждан РФ, которые должны были выйти на пенсию по старости начиная с 01.01.2019 г. — то есть женщин, начиная с 1964 года рождения, и мужчин с 1959 года.
  • В течение 5 лет для женщин и мужчин будет действовать так называемый «переходный период», в рамках которого пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год (кроме первых двух лет переходного периода, когда на пенсию можно будет выйти на полгода раньше).
  • Для женщин с 1968 и мужчин 1963 года будут установлены уже окончательные значения — 60 и 65 лет. Соответственно, они первыми в России выйдут на пенсию позже на все принятые Госдумой 5 лет разницы — в 2028 году вместо 2023-го по старому закону (см. таблицу выше).

Однако новым законом предусмотрена возможность снижения величины пенсионного возраста на 24 месяца

при наличии продолжительного трудового стажа

. Такое снижение устанавливается при наличии 37-летнего стажа у женщин (при условии достижения 55 лет) и 42-летнего стажа для мужчин (достигших 60 лет).

По старому закону учителям и медработникам для досрочного выхода на пенсию по старости требовалось иметь стаж работы 25-30 лет (в зависимости от места работы). Согласно новому закону, право на досрочное назначение пенсии при наличии такого стажа сохраняется, но срок выхода переносится на 5 лет после приобретения необходимого количества лет стажа.

Год приобретения необходимого стажа Увеличение срока назначения пенсии Год выхода на пенсию по новому закону
2019 0,5 год 2019 и 2020
2020 1,5 года 2021 и 2022
2021 3 года 2024
2022 4 года 2026
2023 и далее 5 лет 2028 и далее

Таким образом, с 01.01.2019 г. выйти на досрочную страховую пенсию

учителям

и

медработником

после получения необходимого стажа можно будет только через установленное законом количество лет: от 0,5 до 4 лет в период с 2019 по 2022 года и через 5 лет, начиная с 2023 года. Также для этих категорий работников сохраняется возможность выхода на пенсию по новым общеустановленным значениям пенсионного возраста —

при достижении 60 или 65 лет

.

Для работников творческой деятельности (в театрах и театрально-зрелищных организациях) по старому закону предусматривалась возможность досрочного выхода в зависимости от характера работы в возрасте 50-55 лет при наличии стажа работы 15-30 лет. Новый закон о пенсиях с 2019 года также устанавливает новый пенсионный возраст для таких работников — 55-60 лет при прежних требованиях к стажу.

До конца 2018 года для работающих в районах Крайнего Севера (РКС) и приравненных к ним местностям (МКС) законодательством устанавливается возраст возникновения права на досрочное назначение северной пенсии — соответственно 50 и 55 лет для женщин и мужчин. К сожалению, в результате пенсионной реформы для северян также будут предусмотрены изменения пенсионного возраста — соответственно до 55 и 60 лет.

Такие меры в Правительстве объясняют изменившейся обстановкой в северных регионах страны: развивается инфраструктура, повышается продолжительность жизни россиян и улучшаются условия жизни.

До установления новых величин для работников РКС и МКС также предусматривается переходный период: с 2019 по 2023 год для мужчин и женщин. В ходе него нормативный возраст будет ежегодно увеличиваться на 1 год, пока не установится в размере 55 и 60 лет (кроме 2019 и 2020 гг., когда еще будут действовать «льготные» условия выхода на пенсию).

Необходимо отметить, что изменения правил назначения северных пенсий

не будет касатьсяработающих в тяжелых и вредных условиях труда

(подземные работы, горячие цеха, металлургическая, химическая, нефтехимическая промышленность и т.д.).

На сегодняшний день, выход на пенсию возможен при условии достижения возраста для женщин – 55,5 лет, для мужчин – 60,5 лет.

Для того чтобы иметь возможность выйти на заслуженный отдых, достаточно отвечать основным условиям, а именно:

  • находится в пенсионном возрасте;
  • наличие минимального официального стажа.

Стоит отметить, что сумма пенсионных выплат напрямую зависит от уровня заработной платы. Чем больше была зарплата, тем больше налогов заплатил ее владелец и тем самым повысил свой коэффициент, используемый для перерасчета пенсии.

Из чего состоят выплаты и их размер

Она была введена в связи с отсутствием достаточного объема бюджетных средств для индексации. Действие некоторых принятых ранее положений было приостановлено. Вместе с тем Правительство решило провести частичную индексацию пенсий – на 4 %. Учитывая уровень инфляции, такая мера оказалось недостаточной. Но и средств в бюджете на пересчет в полном объеме не было.

Для компенсации потерь Правительством было решено осуществить фиксированную выплату в размере 5 тыс. р. Эта сумма полагалась всем лицам, являющимся на 31 декабря 2016 г. пенсионерами.

Реализация этих изменений в законодательстве Пенсионного фонда не сопровождалась какими-либо сложностями. Порядок получения доплаты гражданами был упрощен. Пенсионерам не нужно было обращаться в ПФР с заявлением. Выплаты были произведены по графику с 13 по 28 января. При этом в некоторых случаях выдача компенсации совпала с получением пенсии.

Если доставка пенсии на дом не производилась, пенсионеру направлялось уведомление, по которому выплату можно было получить в территориальном почтовом отделении.

Для большинства людей вопрос, касающийся формирования пенсии, является очень волнующим.

Согласно действующему законодательству пенсия формируется из трех частей, среди которых части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В свою очередь базовая часть является непосредственно гарантом государственных выплат и имеет прямое отношение к тем слоям населения, которые на протяжении своей трудовой деятельности получали минимальную заработную плату либо вовсе нигде не работали.

По словам главы ПФ к концу года данная сумма должна приравниваться к прожиточному минимуму.

Страховая часть состоит из нескольких частей: фиксированной базовой суммы и личной страховой.  Стоит отметить, что данная часть рассчитывается, как правило, не в денежной единице, а в коэффициентах.

При этом для пенсионера, который работает, перерасчет баллов происходит раз в год.

При расчете накопительной части – общая сумма всех начислений делится на 228 месяцев.

Общая накопительная часть формируется путем перечисления в ПФ работодателем 6% от суммы заработной платы рабочего.

Правительство обещало, что после проведения реформы средний размер пенсии по стране будет увеличен на 1 000 рублей. Данная цифра была озвучена Дмитрием Медведевым, эту сумму упоминала в своём интервью и Тамара Голикова. Однако будущим и нынешним пенсионерам осталось непонятным, как именно будет происходить индексация пенсий.

Уже заявлено, что индексация будет производиться ежегодно в январе только до 2024 г.

В год или в месяц

Речь идёт о ежемесячном повышении пенсий, но не на 1 000 рублей, и не всем. В частности, согласно действующему законодательству, индексация проводится ежегодно с 1 февраля. В 2019 году предполагается проиндексировать текущие выплаты на 7,05% в январе.

В последующие годы ближайшей пятилетки индексация запланирована в меньших размерах и тоже в процентном отношении в пределах 5,5-6,6%

Возникает резонный вопрос: если показатели индексации так разнятся — откуда же берется та самая озвученная прибавка в 1000? Ответ прост: как всегда, подразумевались усредненные данные.

Если брать за исходную величину средний размер выплат по регионам, который составляет 14 000 рублей, то ежемесячная прибавка выйдет порядка 1 000 рублей, что и было озвучено чиновниками из аппарата правительства.

То есть, фактическая прибавка мало того, что будет не ежемесячная, а ежегодная, так еще и не в фиксированном размере, а в процентном соотношении к изначальному размеру пенсии получателя. И здесь нынешних пенсионеров ожидает новый виток социальной несправедливости: прибавка будет больше у тех, кто и ранее получал пенсию больше. А те, у кого пенсия изначально меньше, смогут рассчитывать лишь на минимальную прибавку.

Таким образом, если человек получал минимальную пенсию, которая в целом по РФ сейчас находится на уровне  8.726 р., то его прибавка в 2019 г. соответственно составит 615 р. 18,3 коп. и он будет целый год получать пенсию в размере 9.341, 183 р. Далее в 2020 г. прибавка будет 615 р. 51,8 коп. Пенсия станет 9.956,701 р. В 2021 г.

Реальный рост пенсии на конкретно взятом примере составит за весь реформационный индексируемый период всего лишь 3697,87 р.   

Если же человек получает изначально пенсию меньше федерального или регионального прожиточного минимума (к слову, федеральный, как раз на середину 2018 г., составляет 8.726 р.), то его пенсию в любом случае доводят до уровня прожиточного минимума в целом по стране и региону проживания. А т.к. фактическая индексация для таких людей будет еще меньше, чем в выше обозначенном примере, то это все равно будет в большинстве случаев меньше ПМ.

Это означает, что в действительности ощутимую прибавку, приближенную к озвученным Правительством РФ цифрам, получат только те неработающие пенсионеры, у которых уже назначена страховая пенсия по возрасту — с размером от 14 тыс. 300 р.

Кому полагается

Получателями такой прибавки будут только те пенсионеры, которые уже получают страховую пенсию и при этом не работают (во всяком случае официально). А это значит, что людей, получающих социальные пенсии, в том числе по гособеспечению, январская индексация не коснется.

Всем, кто получает страховые пенсионный выплаты по возрасту — платежи будут проиндексированы в январе. Еще раз уточним, что размер прибавки будет зависеть от фактического размера выплат на момент индексации. Например, если гражданин получает среднюю пенсию в 14 000 рублей, то с учётом индексации в 7,05%, он будет получать на 980 рублей больше. Прибавка будет единовременной, но пенсия в 14 980 рублей будет выплачиваться до следующей индексации.

Если гражданин получает пенсию в 10 000 рублей, его прибавка составит 700 рублей, если пенсионное содержание 20 000 рублей — полагается доплата в 1 400 руб.

Такая цифра тоже была озвучена, что внесло ещё больше недопонимания в индексацию пенсий и повышение выплат. Отметим, что на ежегодную суммарную прибавку в 12 000 рублей могут рассчитывать пенсионеры, размер денежного содержания которых равен среднему размеру пенсий по стране — 14 000 рублей. Граждане, которые получают 10 000 рублей, получат общую прибавку в 8 400 руб.

Уточним, что речь идёт не о разовых выплатах. Ежегодное повышение пенсий будет достигнуто увеличением ежемесячной выплаты.

Более того, в действительности правительством было заявлено, что к концу реформирования (переходного периода) средняя прибавка к пенсии достигнет 12.000 р. То есть, обозначенного увеличения, скорее всего, надлежит ждать по итогам пенсионной реформы после 2028 г.

Уже озвучена запланированная индексация на большую часть реформационного периода — 2019-2025 гг. В 2019 г. СПК и фиксированная пенсионная выплата увеличатся на 7,05%, до 87,24 и 5.334 р. В 2020 г. эти же показатели планируется увеличить на 6,6%, в 2021  — на 6,3%, в 2022 — на 5,9%, в 2023 г. — на 5,6%, в 2024 — на 5,5%.

Внимание! В конце 2018 г. вышло правительственное распоряжение о досрочной выплате январских пенсий в декабре 2018 г. Люди, уже получающие пенсии, должны получить свое январское пенсионное обеспечение за 2019 г. в 20-х числах декабря 2018 г.. Такие меры приняты ввиду предстоящей индексации и январских праздников.

Поднятие возраста позволит уравнять соотношение числа пенсионеров и работающих граждан. В результате индексация пенсионного обеспечения позволит обогнать рост инфляции, что и послужит тенденцией для увеличения размера пенсионного содержания.

Ссылка на основную публикацию