Что такое бизнес-инкубатор

Основные понятия

В инфраструктуре, где предприятия получают поддержку, главную функцию как раз выполняют инкубаторы.

Название бизнес-инкубаторов получил специальный инструмент, ставший незаменимым в развитии экономических показателей. Благодаря ему предприятия ускоряют собственный рост. И получают помощь при самореализации в том или ином направлении. Эта структура предлагает целый комплекс услуг и ресурсов, направленных на успешное дальнейшее развитие.

Обычно такой комплекс состоит из следующих действий:

  • Разработка системы поддерживающих программ, которые состоят из специализированных обучающих инструментов и управленческой поддержки.
  • Открытие доступа к современным базам с информацией.
  • Проведение консалтинга.
  • Обучение персонала.
Бизнесмены и графика

Во многих странах инкубационные программы финансируются из региональных или национальных бюджетов в рамках общей стратегии экономического развития

Бизнес-инкубатор выполняет следующие задачи:

  • Помогает предпринимателям дешевле арендовать помещение.
  • Предоставляет место на выставочных площадках, приглашает выступить на конференциях, презентациях продукции и услуг, проводит на своей площадке собственные семинары и лекции.
  • Оказывает информационную поддержку, в том числе предоставляет доступ к справочникам и каталогам, разнообразным продуктам, правовым системам и интернету.
  • Предоставляет бухгалтерские, аудиторские, рекламные и финансовые бизнес-услуги.
  • Содействует получению инвестиций, помогает составить документы и рекомендации для государственных учреждений и банков.
  • Сотрудничает с институтами, промышленными предприятиями и НИИ, предоставляет научную и методическую поддержку, а также доступ к результатам различных исследований.

Разновидности

Выделяются следующие разновидности бизнес-инкубаторов:

  1. Со специализацией. Соответствуют определённым видам деятельности. К примеру, сосредоточены на производстве или инновациях, научно-техническом прогрессе.
  2. Технологические. Обычно такие учреждения ориентированы именно на работу в области высоких технологий. Они поддерживают малые предприятия, которые вводят у себя инновационные технологии. Или малый бизнес, представляющий научно-техническую сферу.
  3. Общего типа. Такие инкубаторы играют важную роль в проведении политики, связанной со стимулированием учредительства и поддержки фирм, которые только начинают свою работу, во всех направлениях.

Кроме того, во всём мире действует три общих ассоциации для подобных предприятий:

  • В Польше.
  • В США.
  • На территории России.

Типы и финансирование бизнес-инкубаторов

Отрасли, которые целенаправленно поддерживаются бизнес-инкубаторами[1]
Технологии
Компьютерные программы
Услуги
Производство
Интернет
Биология/науки о жизни
Электроника/микроэлектроника
Телекоммуникации
Компьютерная техника
Медицинские приборы
Творческие индустрии
Электронный бизнес и электронная коммерция
Беспроводные технологии
Медицинские технологии
Прогрессивные материалы
Оборона и национальная безопасность
Энергетика
Окружающая среда и технологии очистки
Медиа
Нанотехнологии
Строительство домов
Искусство
Аэрокосмические технологии
Кухня и пищевые технологии
Розничная торговля
Мода
Деревообработка/лесное хозяйство
Туризм

Более половины всех программ бизнес-инкубаторов являются «многофункциональными» проектами, они работают с клиентами из различных отраслей промышленности. Технологические инкубаторы составляют 39 % от инкубационных программ[1].

Во многих странах инкубационные программы финансируются из региональных или национальных бюджетов в рамках общей стратегии экономического развития. В Соединённых Штатах большинство инкубационных программ являются независимыми, и финансируются на средства сообществ и проектов. Управление экономического развития США часто является источником средств для открытия инкубационных программ, но как только программа стартует и начинает функционировать, то она, как правило, перестаёт получать федеральное финансирование.

Устройство и особенности работы

Бизнес-инкубаторы важны для предприятий, когда их работа только-только начинается. То есть, в момент, когда объект наиболее уязвим с точки зрения финансового положения. Конечный продукт деятельности любого бизнес-инкубатора – это независимый предприниматель с хорошей адаптацией к условиям, складывающимся в окружающей среде. Обычно на приобретение самостоятельности в подобных сферах жизни уходит минимум три года.

Из всех предприятий, что начинают свою деятельность, закрепить позиции удаётся только 30-40 процентам. В бизнес-инкубаторах этот уровень возрастает до 85-90 процентов. Но в каждой стране существуют свои сложные моменты.

Россия не стала исключением из правил:

  • Важно реализовать программы, помогающие в техническом плане. И налаживать взаимодействие для успешного применения опыта, накопленного заграничными коллегами. Обязательный элемент – периодическая реализация конференций с выставками.
  • Для федерального уровня сложности состоят в: управлении собственностью, оформленной государством, льготном кредитовании и таможенным скидкам, самой системе налогообложения.
  • Уровень регионов и муниципалитетов сталкивается с такими проблемами, как: кредитование в налоговой части, оформление предоставляемых в аренду площадей.
  • Свои особенности есть у инкубаторского содружества национального масштаба: им необходимо создать единый центр консалтинга для предприятий, прошедших аккредитацию, унифицировать и разработать единые формы для грамотной организации документооборота.
  • Те, кто руководят инкубаторами: ему требуется создать связи в горизонтальной плоскости, пользуясь имеющимися мощностями производства. Когда занимаются созданием филиалов, стараются думать о переходе на принцип работы единой сетью. Необходимо переходить к системному мышлению, вырабатывать специализацию по конкретным регионам.

История

Первые прообразы бизнес-инкубаторов появились в Великобритании в середине XX века[2].
Первый бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова был основан в 1959 году. Джозеф Манкусо купил склад при фабрике в городе Батавия и основал первый инкубатор в Америке — Batavia Industrial Center. Его целью было создание новых рабочих мест в городе с экономической депрессией[3].

В 1985 году в мире действовало около 70 бизнес-инкубаторов, в 1992 их насчитывалось 470, в 1995—1100, объединённых в Национальную ассоциацию инкубаторов бизнеса[2]. Наибольшее число бизнес-инкубаторов было создано в США, чему способствовали необходимость возрождения пришедших в упадок городских центров и регионов, поощрение инновационной деятельности и предпринимательской активности в университетах, а также создание привлекательных условий для частных инвесторов[2].

Первые бизнес-инкубаторы не были похожи на современные, они появились в Англии в середине прошлого века. Первое учреждение, которое уже было похоже на бизнес-инкубатор в современном понимании этого слова, создали в 1959 году в Америке. Его идейный вдохновитель — Джозеф Манкусо. Он купил обычный склад умирающей фабрики в городке Батавия.

По его примеру были созданы еще несколько инкубаторов в Америке, затем идея облетела весь мир, причем практически во всех странах нашла свое воплощение. В 1985 году во всем мире уже были созданы и успешно работали 70 учреждений в помощь малому и среднему бизнесу. Правительства стран, которые развивали и поддерживали эту идею, отмечали серьезный всплеск экономики в области инноваций.

В 1992 году к существующим прибавилось еще 400 бизнес-инкубаторов, а еще через три года в мире уже насчитывалось 1100 учреждений. Именно тогда и была создана организация, которая объединила все бизнес-инкубаторы мира, она работает и по сей день под названием Национальная ассоциация инкубаторов бизнеса.

Конечно, самое большое число таких заведений сейчас работает в США. Инкубаторы там создаются в тех районах, городских центрах и регионах, где требуется экономическая поддержка бизнесу и восстановление нормально функционирующих экономических процессов. В таких условиях важным моментом признается всяческое стимулирование и поощрение инновационных проектов, активности предпринимателей, создание привлекательной среды для инвестирования в местный бизнес.

На каких условиях совершается сделка?

Что такое бизнес-инкубатор

Это первое, чем должен поинтересоваться владелец бизнеса, прежде чем выбрать тот или иной бизнес-инкубатор. Надо понимать, что именно предлагает то или иное заведение. И какую цену придётся заплатить за помощь. Ведь бесплатно не делается ни одна работа. Чаще всего государственные структуры не нацеливаются строго именно на финансовый результат. Чего нельзя сказать о коммерческих инкубаторах.

Условия сотрудничества могут предполагать некоторые отдельные позиции:

  1. Передачу доли в бизнесе в пользу инвестора, либо самого инкубатора.
  2. Получение прав на патент, частично, либо в полном объёме.

Структура предложений в этом направлении имеет порой значительные отличия. Существует множество вариантов. Частные инкубаторы способны предложить полную поддержку бизнеса, с финансированием всей деятельности. А государственные обычно ограничиваются скидками по предоставлению помещений в аренду, либо предоставление аутсорсинговых и других видов услуг.

Краткое описание документа Что такое бизнес-инкубатор?

  1. Первый этап – подача заявок. Владелец бизнеса должен рассказать о том, какая у него появилась идея. И сделать это так, чтобы ему захотелось поверить. Чем детальнее будет разработан бизнес-план – тем лучше. Например, если реализуется продукция, то надо написать, как это делается. И обосновать причины, по которым партнёры будут предпочитать тот или иной продукт.
  2. Документы в любом случае некоторое время изучаются экспертным составом. Саму заявку можно подать не только в бумажном виде, но и в электронном. Но может потребоваться и личная презентация, связанная с проектом.
  3. В рамках бизнес-инкубатора могут порекомендовать дополнительные тренинги и курсы, если посчитают, что проект ещё готов не до конца. От таких предложений отказываться не рекомендуется. Благодаря участию в таких программах предприниматель успешнее готовиться к реализации своих проектов. Это даст возможность внести необходимые поправки, а потом снова подавать заявку.

С каждым годом таких инкубаторов в России становится всё больше. С 2015 года программа помощи малым предприятиям приобрела особую актуальность. Это произошло, когда был взят курс на импортозамещение. И другие внешние политические аспекты сыграли не менее важную роль. Соответствующие структуры легко можно найти в любом регионе. Достаточно задать поисковый запрос в интернете. Это позволит тут же увидеть несколько предложений.

Бизнес-инкубатор — структура, которая берет на себя решение организационных и методических задач, необходимых для успешного создания и развития бизнеса, с помощью внутренних ресурсов персонала, а также через сеть внешних контактов учреждения.

Ссылка на основную публикацию